Виды дорожного покрытия для автомобильных дорог

Классификация дорожных покрытий

Транспорт является одним из “китов”, на которых стоит экономика. Именно он обеспечивает связи между предприятиями, объектами промышленности, торговли, сельского хозяйства и снабжения. Развитие любого города, области и страны напрямую зависит от развития системы транспортного сообщения, в которой автомобильные дороги занимают первое место. В зависимости от особенностей эксплуатации дорог их классифицируют на несколько типов. Строительство каждого осуществляется строго по технологии, регламентируемой специализированными органами. В этой статье мы подробно разберемся в том, какой бывает классификация дорожных покрытий.

Общая структура дороги и классификация дорожных покрытий

Любая дорога состоит из двух слоев:

  • Дорожная одежда.
  • Земляное полотно.

Дорожная “одежда” в свою очередь состоит еще из двух составляющих:

  • Покрытие.
  • Основание.

Покрытие отличается высокой прочностью и износоустойчивостью. Это та самая “верхняя” часть дороги, которая принимает удары автомобильных колес и погодных условий на себя. Покрытие обязательно должно быть прочным, влагостойким, устойчивым и шероховатым, чтобы обеспечить необходимое сцепление колес с дорогой. В противном случае количество аварий на подобных участках будет просто “зашкаливать”. Покрытие тоже состоит из еще двух слоев:

  • Несущий слой.
  • Слой износа.

Основание представляет собой несущую часть дороги, которая состоит из многослойного специально обработанного вяжущими веществами грунта или каменных материалов. Любая дорога в поперечным разрезе напоминает кусок “наполеона” с “коржами” разной плотности и толщины.

Совет: на дорожной одежде делается акцент при строительстве дорог. Доля ее стоимости от общих затрат на строительство обычно превышает 50%. Именно поэтому упор делается на качество одежды. Чем выше категория дороги, тем надежнее и прочнее будет этот слой.

Жесткие и нежесткие покрытия

Нежесткие дороги можно “рассортировать” по видам:

  • Грунтовые. Применяются для дорожек в парках и садах. Выполняют исключительно декоративную функцию. Практически не требуют вложений для своего создания.
  • Щебеночные. Не рассчитаны на высокие нагрузки. Активно применяются в “глухих” уголках сельской местности, где нет возможностей для асфальтной альтернативы.
  • Гравийные. Практически идентичны со щебеночными. Отличаются только материалом-основой. Цель использования и общие характеристики почти аналогичны со щебеночными.

Жесткие в свою очередь можно разделить еще на несколько подгрупп:

  • Асфальтовые. На данный момент самый распространенный вид дорожного покрытия. Такая популярность обоснована хорошим сочетанием цены материалов и качества готового полотна.
  • Мощеные. Постепенно ушли в прошлое. В основе строительства применяется укладка натурального камня, что обуславливает общую дороговизну всего процесса. Применяются исключительно в декоративных целях.

  • Сборные конструкции цементные. Отличаются повышенной устойчивостью и способностью переносить колоссальные нагрузки. Используются при строительстве мостов, чем обеспечивают их дополнительную устойчивость.

Совет: каждый из вышеперечисленных типов можно применять только в строго определенных ситуациях под отдельные виды транспорта. Жесткие дорожные покрытия считаются на пару степеней выше нежестких. Они прочнее, но и при строительстве требуют значительно больших финансовых затрат на материалы и работу.

Послесловие

При выборе типа будущей дороги специалисты всегда отталкиваются от совокупности факторов, главным из которых принято считать интенсивность движения транспорта на участке. Чем она выше, тем выше будет износ дорожного покрытия. Соответственно в районах постоянной эксплуатации дороги строятся прочнее. Для более “спокойных” участков используют облегченную версию, которую в случае необходимости можно переквалифицировать в переходную, если в будущем планируется повышение нагрузки.

Жесткие покрытия превалируют в густонаселенных районах с хорошо развитой инфраструктурой. Они же сильно уступают нежестким дорогам в сельской местности, где жестким покрытием обычно могут похвастаться только центральные улицы или дороги ведущие на крупные объекты сельского хозяйства.

Виды дорожного покрытия автомобильных дорог

Автомобилисты лучше всех знают, насколько важны хорошие дороги. Часто о благосостоянии государства можно судить о том, в каком состоянии находятся проезжие части и трассы. Пословица о том, что по всем путям можно добраться в Рим, имеет под собой серьезное основание. В этой провинции очень хорошо была развита транспортная система. Практически из каждой провинции по твердой мощеной дороге можно было добраться до Рима. На данный момент разработано большое количество видов дорожного покрытия. Многие из них уже используются, другие в стадии внедрения. В этой статье подробно будет рассказано о каждом из них.

Общие понятия

Проведение мероприятий, которые призваны к улучшению положения в отношении качества дорог, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Они включают в себя процесс исследования и планирования в отношении конкретной территории. Для уменьшения затрат наряду с человеческими ресурсами постоянно внедряются новые единицы техники, которые также ускоряют протекание этих процессов. Например, ранее при укладке дорожного настила из бетонных плит использовались формы, которые впоследствии оставались внутри дорожного покрытия и могли снизить его качество, а также сказывались на общих затратах. Теперь применяется съемная опалубка для дорожного покрытия, которая используется на нескольких объектах. Были также модернизированы производственные линии, которые обеспечивают снабжение бетоном. При тех же затратах удалось увеличить количество сырья для дорожных покрытий на выходе.

До определенного момента приходилось ждать значительный период времени, пока готовое дорожное покрытие наберет жесткость для возможности эксплуатации. Современные добавки-затвердители сократили время до минимального. Также разработана уникальная схема уплотнения с помощью дополнительной техники, которая дает возможность уменьшить количество воды в готовом дорожном покрытии, а соответственно и ускорить застывание.

Составляющие покрытия

Качество конечного покрытия зависит от многих факторов. Одним из них является натуральная подложка. Если говорить точнее, то речь идет о грунте, который будет находиться под дорожной одеждой. Он и является первым слоем. В некоторых местностях возможно сильное смещение поверхностного грунта, поэтому приходится углубляться до определенного уровня, который более устойчив, а также делать больший слой насыпи. Важным моментом при укладке дорожного полотна является обеспечение дренажей. Они своевременно отводят дождевую и другую воду, которая, задерживаясь, может привести к разрушению дорожного полотна. Особенно это происходит в холодные период года, когда жидкость, замерзая в порах, расширяется и приводит к деформации асфальта.

В ширину дорожного полотна включается не только проезжая часть. В расход материала также включаются обочины, на которых паркуются автомобили. Качественна дорожная одежда состоит из нескольких типов слоев. Она рассчитана на продолжительный срок службы. Такое дорожное покрытие требует больших затрат при производстве, но меньше при последующем обслуживании, т. к. срок службы продолжительный. При своевременном выполнении ремонтных работ износу подвергается только верхний слой. Нижний слой дорожного покрытия, который служит основой и обеспечивают несущие свойства должен оставаться без повреждений, т. к. для его ремонта придется перестилать значительную часть. Ниже несущего покрытия находится основание. В дорожном покрытии оно обеспечивает равномерное распределение нагрузок на подложку или грунт, что исключает продавливание под большим весом грузовиков.

В местностях, где температура опускается далеко за ноль в зимнее время есть еще дополнительный пласт к основанию. Его задачей является передача нагрузки и ее распределение по грунту, а также обеспечение устойчивости всей дорожной одежды к воздействию разрушительного воздействия морозов. В территориях, где наблюдаются значительные осадки и может задерживаться вода, есть дренажный слой, который своевременно отводит влагу от полотна. В этих целях могут укладываться: крупнозернистый песок, щебень, грунт, который дополнительно обрабатывается добавками, улучшающими его устойчивость, измельченная горная порода. Где перечисленные варианты недоступны, в ход идут местные строительные материалы.

Классификация дорог

Автомобильные дороги подразделяют на несколько групп. Все зависит от того, какого рода перевозки по ним осуществляются и какое значение в регионе они имеют. Дополнительным критерием служит максимально допустимая скорость передвижения по ним. В зависимости от этого выделяют:

  • автомобильная магистраль;
  • скоростная автомобильная магистраль;
  • городская дорога;
  • дорога с грунтовым покрытием.

Первый и второй виды похожи как по предназначению, так и по используемому на них покрытию. Они подразумевают движение автомобилей на значительной скорости в несколько потоков в одном направлении. При этом направления разделены между собой специальной полосой или отбойником, что исключает возможность случайного заезда на встречную полосу. Городская дорога или обычная дорога допускает движение со скоростью до 90 км/час. При этом на ней может быть одна или две полосы в одном направлении. На этом типе дороги допускается наличие перекрестков на одном уровне с другими видами транспорта.

Классификация покрытий

Разработаны различные условия классификации одежд для дороги, которые зависят от того, для каких целей и на каких дорогах оно укладывается. Например, в полях или на нестабильных грунтах нет смысла укладывать асфальта, т. к. он очень быстро выйдет из строя и растраты уйдут в воздух. Поэтому там оставляют грунтовые дороги с дополнительной насыпью. Все больше начинают использовать материалы с органическими составляющими, который обходятся дешевле, но не уступают по устойчивости. Более привычно для нас видеть асфальтированные дороги, но и сам асфальт может быть несколько видов. Популярностью продолжают пользоваться и бетонные покрытия. Каждое из них стоит рассмотреть подробнее.

Покрытие для грунтовых дорог

В силу определенных обстоятельств грунтовые дороги продолжают пользоваться большой популярностью. В некоторые отдаленные населенные пункты можно добраться только по ним. Если оставить их покрытие неукрепленным, тогда оно превращается в кашу после сильных дождей или весенней оттепели. Именно поэтому их покрытие должно быть сформировано по определенному профилю. Для этого используют грунт, который вывозится после рытья котлованов или каналов. Те, кто пользовался такими видами покрытия в сухой период года, знают, что ехать колонной проблематично. Недостатком является подъем клубов пыли. Другим недостатком является ограниченная скорость движения после образования глубокой колеи.

Чтобы ликвидировать недостатки производится подсыпка различных компонентов. К ним может относиться гравий и песок. При достаточном их содержании дорожное покрытие остается пригодным для передвижения даже в сильные дожди. Наилучшими грунтовыми дорогами считаются те, что устроены на глинистых пластах. При укладке щебенки, крупнозернистого песка и других скрепляющих компонентов производится хорошая трамбовка и перемешивание. Таким образом добиваются относительной монолитности и лучшей несущей способности.

Грунтовые дороги имеют определенные ограничения по проходимости. Нормой считается цифра в 100 автомобилей, которые пересекают проезжую часть за сутки. Если на такое дорожное покрытие оказывается более интенсивное воздействие, тогда оно теряет свои свойства и требуется укладка асфальта или других компонентов. Так как отсутствуют сдерживающие опоры, может происходить расширение полотна за счет уменьшения его толщины. Поэтому производят постоянную подсыпку и выравнивание поверхности грейдерами или тракторами.

Покрытие с органическими составляющими

Капитальные дороги требуют значительных затрат, которые выражаются в человеко-часах, а также в моточасах расходуемой техники. В некоторых местностях, где поток транспортных средств не превышает 3 тыс. авто в сутки укладываются облегченные покрытия. По своей структуре они напоминают грунтовые покрытия, которые дополнительно укреплены. На верхний слой настила укладывается пропитывающий материал, который скрепляет компоненты, предотвращая их разлетание и расползание. По таким видам дорог предусматривается возможность передвижения фур и других грузовых транспортных средств. При этом такой поток неограничен каким-либо временем года.

Основой такого покрытия служит щебенка или гравий крупной фракции. Сверху на него высыпается пласт покрытия из меньшей фракции, а завершающим служит галька или мелкая щебенка. На подготовленную основу выливается битум или другая органическая связующая. Она обеспечивает ровность поверхности и ее однородность. При этом дорожное покрытие имеет некоторую шероховатость, что хорошо для лучшего сцепления и меньшего тормозного пути. Такая разновидность дорожной одежды обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Масляная составляющая не дает молекулам воды зафиксироваться и проникнуть в поры. Одним из недостатков такого покрытия является посредственная устойчивость при высоких температурах. В жаркую погоду битум теряет свою прочность и становится более вязким. В таких условиях дороги могут быть закрыты для тяжеловесного транспорта.

Разновидности асфальта

Асфальт является усовершенствованным вариантом предыдущего варианта дорожного покрытия. В состав дорожного покрытия также входит битумная основа или дегтевая основа в комплекте с различными бетонными и другим добавками. Этот вид дорожного покрытия является максимально распространенным и применяется практически на всех основных автострадах и скоростных шоссе. Дорога с легкостью переносит интенсивность движения в 3 и более тысячи автомобилей в сутки. При этом допускается передвижение техники различной весовой категории. Укладка асфальтовых дорожных покрытий бывает трех видов:

  • холодная;
  • теплая;
  • горячая.

Многое зависит от добавок, которые входят в дорожное покрытие. Для нагрева применяется специализированная техника, которая способна делать это автономно от источника питания непосредственно перед самой укладкой. Наполнитель, который обеспечивает жесткость и стабильность дорожного покрытия применяется в виде щебня, порошка из камней горных пород, пропитанных битумом, гравия, крупнозернистого песка и другие. Чем крупнее фракция, тем жестче получается дорожное покрытие и тем меньше его гладкость. Это ощущается по шуму шин на средней и высокой скорости. Асфальт никогда не укладывают самостоятельно. Он является довольно эластичным дорожным покрытием, которое не выдержит оказываемой на него нагрузки. Для обеспечения устойчивости используется один или несколько слоев подкладки из щебня крупной фракции. В некоторых случаях используется доступный местный материал под дорожное покрытие, например, горная порода, которая была измельчена после добычи каких-либо ископаемых взрывным методом. Толщина подкладочного дорожного покрытия зависит от многих погодных и ландшафтных условий.

Недостатков у такого дорожного покрытия немного, но они все же есть. Все разновидности таких дорожных настилов, которые имеют в своем составе темную минеральную составляющую хорошо поглощают свет. Это создает сложности в солнечные дни, т. к. поверхность разогревается до значительных температур. Следствием является снижение прочности такого дорожного настила и негативное воздействие на шины. В сумеречное время суток это является проблемой, т. к. плохо видны огни встречных авто. Решением этого вопроса для дорожного настила является применения отражающей краски для разметки, которая позволяет лучше ориентироваться. В некоторых случаях поверхность делается светлее за счет добавок компонентов, которые содержат различные оксиды кальция.

В других вариантах на горячий мягкий асфальт укладывается слой светлого наполнителя. С помощью катков его просто запрессовывают или утапливают в верхний слой. После схватывания поверхность дорожного настила становится монолитной и лучше отражает свет. Допускается неполное осветление поверхности, а чередующееся. Такой подход в отношении дорожного полотна не только влияет на характеристики самого настила, но и снижает утомляемость водителя. В местностях с однообразным пейзажем меньшая вероятность того, что водитель потеряет бдительность и уснет.

Бетонные плиты

В некоторых странах использование асфальтированных настилов не так распространено. В качестве альтернативы применяются дороги с бетонными покрытиями или из цементобетона. Они не уступают по своим характеристикам и прочности различным видам асфальта. Более того, обслуживание таких дорожных настилов обходится дешевле, а процесс укладки максимально автоматизирован. Во время обработки дорожных настилах такого типа создается специальная шероховатая текстура, которая обеспечивает отличное сцепление. При правильной укладке такого дорожного настила ни одна другая дорога не сравнится по ровности поверхности. Такие покрытия с легкостью выдерживают загруженность более 3 тыс. автомобилей в сутки.

По одному виду технологий производится монолитная укладка бетонной плиты с непрерывной подачей цементобетона. В других, которые больше распространены в нашей местности, на участок доставляют уже готовые и выстоянные плиты. Для максимальной прочности дорожного настила они могут проходить вибрационную или паровую обработку. Такой вид дорожного настила также требует стабилизирующей подложки или основания. В его качестве используются различные виды щебня, горных пород, а также крупнозернистого песка. Применение последнего под такой дорожный настил допускается на участках небольшой загруженности. Толщина слоя будет зависеть от конкретных условий. Ширина подкладки под дорожный настил делается с запасом в 50 см с каждой стороны.

Читайте также:  Как варить потолочный шов

Для цементобетонных дорожных настилов производится тщательный отбор составляющих и компонентов. Высокие требования предъявляются к цементу, который является основным компонентом. Его марка должна быть равна или выше М300. Толщина такого дорожного настила может достигать 24 см на всей протяженности. При этом по технологическому процессу подразумевается наличие уклона к обочинам. Он необходим, чтобы с дороги беспрепятственно стекала жидкость.

Температурные колебания оказывают свое влияние на дорожный настил. Если не предпринять определенных действий, тогда такой дорожный настил растрескается и придет в негодность. Именно поэтому через каждые 80 или меньше метров делается поперечный надрез дорожного настила с шириной в 3 см. В него укладывается специальный эластичный материал, который будет «играть» при сжатии и расширении. Другим видом поперечных швов в бетонном дорожном настиле являются швы сжатия. Они располагаются на расстоянии до 10 м и имеют глубину до 5 см.

Процесс эксплуатации

Всем известно, что произойдет с домом или какой-либо вещью, если ее оставить без присмотра. Законы термодинамики обязательно возымеют свое действие и приведут к частичному или полному разрушению. Этот фактор не обходит и дорожные настилы. Поэтому время от времени они нуждаются в обслуживании и ремонте. Под обслуживанием может подразумеваться восстановление качественного сцепления покрышек с дорожным покрытием. Для этого ликвидируется наледь и снежные заносы с помощью техники и специальных химических добавок. На некоторых участках допускается ямочный ремонт, который призван к увеличению ровности поверхности дорожного настила.

В сезоны дождей производится осмотр и очистка дренажных систем, которые находятся у дорожных покрытий. Если этого не сделать, тогда жидкость будет скапливаться в слоях настила и при воздействии большого веса его просто может смыть. В пустынных местностях, где на настил может наноситься большое количество пыли, производится обработка специальным связующим составом. Его рассчитывают из номинального расхода в литр на квадратный метр. Такая обработка настила гарантирует повышение комфорта для водителя и механических частей во время езды по дорожному настилу.

Вывод

Как видно, дорожные настилы имеют сложную структуру, а также требуют особого подхода во время укладки. Эксплуатация дорожного покрытия включает в себя ряд мероприятий, который должны проводиться регулярно. Только в таком случае можно будет говорить о продолжительном сроке службы дорожного покрытия. Ямочные ремонты дорожных настилов допускаются в случаях, когда повреждение дорожного настила минимально. При необходимости обширного вмешательства для ремонта дорожного настила часть покрытия полностью вырезается и производится укладка нового дорожного настила.

Конструкция дорожной одежды

Дорожная одежда помогает обеспечить автомобильным дорогам максимально возможные эксплуатационные характеристики за счет определенной функциональности каждого из технологических слоев. Если конструкция дорожной одежды будет сооружена с нарушениями или ошибками, физико-механические характеристики дороги будут ниже расчетных, что сократит срок службы полотна.

«Дорожная одежда – конструкция из нескольких технологических слоев, используемая при строительстве автомобильных дорог, пешеходных зон и некоторых других объектов. Основное назначение многослойной дорожной одежды – перераспределение и поглощение нагрузки на покрытие, а также повышение характеристик дорожного полотна»

Автомобильные дороги высокой категории имеют более сложную конструкцию дорожной одежды, чем дороги низких категорий, что обусловлено различным назначением объектов. Однако стоимость работ по укладке асфальта и устройства основания окупается за счет достижения высокой прочности и долговечности покрытия, а также снижения потребности в ремонте.

Для чего дорожная одежда делается многослойной

Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.

Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.

Пример. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.

Как распределяется прочность слоев

Область дорожной одеждыКраткое описание
Верхние конструктивные слоиИмеют более высокую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления механическому износу, деформации и растяжению.
Нижние конструктивные слоиИмеют более низкую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления на сжатие и сдвиги.

Другими словами, чем дальше от поверхности, тем ниже прочность и твердость материалов, так как на разную глубину приходится нагрузка разного характера. Именно благодаря такому формату укладки дорожная одежда имеет высокие и сбалансированные физико-механические характеристики.

Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда

Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

  • Поверхностный слой износа;
  • Верхний слой;
  • Основание;
  • Земляное полотно.

Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

  • Несколько слоев различного асфальтобетона;
  • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Земляное полотно.

Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА) является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
МатериалОписание
Горячий асфальтГорячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальтХолодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений.

Щебеночный слой

Качественный щебень под слоями асфальтобетона способен увеличить характеристики всей дорожной одежды. Укладывается щебеночный слой либо сразу смешанными фракциями, либо сначала более крупными, а сверху более мелкими. Это необходимо для обеспечения достаточной плотности данного технологического слоя.

Чем выше будут характеристики щебня, тем выше будут показатели всего слоя. К примеру, на сегодняшний день нередко используется так называемый «черный щебень». Дорожная одежда с применением такого материала будет еще более прочной и устойчивой.

Черная щебеночная смесь представляет собой сбалансированную пропорцию щебня и вяжущего материала. Щебень может быть гранитным, гравийным или известняковым. В роли вяжущего материала чаще всего выступают битумные эмульсии.

Геосетка или георешетка

Геосетка или георешетка – специальный материал из прочных синтетических нитей и волокон, в процессе скрепления которых формируется сетчатая структура. Имеет высокую прочность и длительный срок службы, а также может иметь различную гибкость. Геосетка под щебеночным слоем выполняет армирующую функцию, за счет чего вся дорожная одежда становится более устойчивой и долговечной.

Геосетка является разновидностью георешеток, однако имеет более плоскую форму, тогда как георешетки делаются объемными.

Помимо повышения прочности, геосетка также воспринимает вертикальную нагрузку от проезжающих транспортных средств, превращая ее в горизонтальную и распределяя на большую площадь. За счет этого воздействие на более глубокие слои значительно снижается.

Таким образом, геосетка имеет три основных свойства:

  • Армирование с повышением прочности;
  • Перераспределение нагрузки;
  • Разделение конструктивных слоев.

Если бы не геосетка, щебень бы попросту вдавливался в песок, из-за чего дорожная одежда быстро бы приходила в негодность за счет нарушения конструкции.

Однако дорожная одежда с геосеткой имеет и другие преимущества:

  • Сокращение расхода щебня на 40%;
  • Сокращение экономических и трудовых затрат;
  • Увеличение продолжительности срока службы.

Песчаный слой

Песчаная подушка способствует стабилизации дорожного полотна. Слой уплотненного песка обеспечивает амортизацию, а также частично выполняет дренажную функцию. Чаще всего используется песок с мелкими фракциями.

Типовая дорожная одежда включает песчаный слой толщиной около 40 сантиметров. Изначально песка отсыпается больше, однако в процессе уплотнения объем уменьшается.

Геотекстиль

Геотекстиль внешне напоминает обыкновенную ткань, однако изготавливает он из прочных синтетических материалов. При строительстве автомобильных дорог чаще всего используется геотекстиль из полипропиленовых или полиэфирных синтетических волокон, однако в качестве исходных могут быть и некоторые другие материалы.

Подобное геополотно отличается высокой прочностью, достаточной эластичностью, длительным сроком службы и экологичностью.

Дорожная одежда с геотекстилем обладает более высокими характеристиками, благодаря свойствам данного материала:

  • Создание армирующего эффекта (в совокупности с геосеткой прочность конструкции может быть увеличена в 2-2,5 раза);
  • Разделение конструктивных слоев;
  • Дренажная функция;
  • Препятствие прорастанию растений из грунта.

С учетом того, что около 80% грунта в нашей считается глинистым, использование геотекстиля просто необходимо, чтобы обеспечить достаточную прочность и влагоизоляцию.

Грунтовое или земляное полотно

Перед тем, как начать строительство дороги, грунтовое основание должно быть правильно подготовлено. За счет этого вся дорожная одежда будет обладать более высокими характеристиками, вследствие чего увеличится срок службы автодороги в целом и каждого конструктивного слоя отдельно.

После выкапывания котлована нужной глубины земляное полотно расчищают и уплотняют, чтобы начать строительство. Также на данном этапе происходит сооружение дренажной системы, которая позволит эффективно отводить воду в сторону и дороги.

Классификация дорожных одежд

Выше была описана дорожная одежда с типовой конструкцией. Однако в некоторых случаях дорожная одежда может иметь меньше конструктивных слоев, параллельно с чем понижается и категория покрытия. Классифицировать дорожные одежды можно по жесткости и уровню эксплуатационных характеристик.

В зависимости от жесткости выделяются:

  • Жесткая дорожная одежда – имеет цементобетон в основании или покрытии;
  • Нежесткая дорожная одежда – конструкция без использования цементобетона.

В условиях российского климата применение цементобетона в качестве покрытия невозможно, так как данный материал разрушается под воздействием низких температур в совокупности с транспортной нагрузкой.

Однако нежесткая дорожная одежда обладает достаточно высокими физико-механическими характеристиками, которые вполне подходят для строительства автодорог высоких категорий.

Также дорожная одежда может классифицироваться по надежности

Используется при строительстве дорог любых категорий, имеет ориентировочный срок службы 15 лет (для асфальтобетонного покрытия).

Характеризуется покрытием из высококачественного асфальтобетона или цементобетона. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью I или II марки, а также ЩМА.

Используется при строительстве дорог IV-V категорий, имеет ориентировочный срок службы 12 лет (для асфальтобетонного покрытия).

Характеризуется покрытием из асфальтобетона или цементобетона среднего качества. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью II или III марки.

В качестве покрытия также допускается использование черного щебня.

Обратите внимание, что указанный срок службы может отличаться от реального. Это связано с тем, что на разных дорогах может быть разная нагрузка, различные климатические условия, для устройства покрытий может использоваться различный асфальтобетон и так далее.

Выводы

Дорожная одежда – многослойная конструкция, включающая в себя различные технологические слои из разных материалов. Используется при строительстве автомобильных дорог, а также пешеходных зон и некоторых других территорий.

Конструкция дорожной одежды может отличаться в зависимости от типа объекта, для которого производится строительство. Например, дорожная одежда для автомобильных дорог I или II категории будет включать больше материалов (обязательно высокого качества) будет отличаться от дорожной одежды для дорог IV-V категорий.

За счет многослойности обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик дороги. Верхние слои предназначены для сопротивления износу и механическим нагрузкам, а более глубокие слои отвечают за стабилизацию. Кроме того, нагрузка от транспортных средств затухает по мере углубления, а также распределяется на большую площадь за счет некоторых конструктивных элементов (в данном случае это геосетка).

Какие слои включает конструкция дорожной одежды:

  • Асфальтобетон;
  • Щебень;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Грунтовое полотно.

При этом для верхних слоев используется комбинация из асфальтобетона различной плотности, где самый прочный асфальт находится на поверхности. Также возможно использование дополнительных материалов для повышения эксплуатационных характеристик.

Классифицировать дорожную одежду можно по жесткости и уровню надежности. Капитальная дорожная одежда используется для дорог высоких категорий, а некоторые другие разновидности вовсе могут не иметь асфальтобетонного покрытия (например, грунтовые дороги).

От того, насколько правильной конструкцией будет обладать дорожная одежда зависят эксплуатационные характеристики и срок службы автомобильных дорог и других подобных сооружений.

Всё об асфальтировании / Справочник / Дорожная одежда

Общие сведения о дорожной одежде

Дорожная одежда — конструктивный элемент автомобильной дороги, представляющий собой многослойное искусственное сооружение (каждый слой которого выполнен из дорожно-строительного материала разной прочности), воспринимающее нагрузку от транспортных средств и передающее ее на грунт земляного полотна, обеспечивающее расчетный срок службы и транспортно-эксплуатационные показатели дороги.

Строительство автомобильной дороги слагается из поэтапного сооружения отдельных ее элементов, важнейшим из которых по значению и стоимости является дорожная одежда. Совокупные затраты на устройство дорожной одежды могут составлять 60–70 % от общей стоимости строительства дороги. Состоянием дорожной одежды определяется допустимая скорость, а также безопасность дорожного движения.

Конструкция дорожной одежды

Типовая конструкция автомобильной дороги представляет собой дорожную одежду и земляное полотно, на которое опирается дорожная одежда. Воспринимая нагрузку от транспортных средств, дорожная одежда передает ее на верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой). Помимо этого, дорожная одежда испытывает целый комплекс как внешних, связанных с погодно-климатическими факторами, так и внутренних воздействий, связанных с грунтово-гидрологическими условиями местности.

Возникающие в дорожной одежде вертикальные и горизонтальные напряжения от воздействия транспорта затухают с глубиной. Этим фактором обусловлена многослойность конструкции дорожной одежды, каждый слой которой создается из дорожно-строительного материала разной прочности.

В верхних слоях дорожной одежды преобладают напряжения и деформации растяжения, в нижних слоях — сжатия и сдвига. Традиционный способ создания дорожной одежды предполагает применение материалов с убывающей жесткостью, прочностью и другими свойствами материалов по толщине. В верхних слоях применяются наиболее прочные и жесткие материалы, а с увеличением расстояния от поверхности дорожной одежды до грунта земляного полотна прочность и жесткость дорожно-строительных материалов снижается.

Типовая дорожная одежда состоит из 2 конструктивных элементов:

  1. Дорожного покрытия (верхнего слоя или пакета слоев дорожной одежды).
  2. Дорожного основания (нижнего слоя или пакета слоев дорожной одежды).
Дорожное покрытие

Дорожное покрытие — верхняя, наиболее прочная часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая нагрузку от транспортных средств и подвергающаяся воздействию погодно-климатических факторов. Дорожное покрытие обеспечивает такие транспортно-эксплуатационные качества дороги как ее ровность и коэффициент сцепления (шероховатость).

В зависимости от типа дорожной одежды (капитальности и жесткости), а также категории автомобильной дороги, дорожное покрытие может включать следующие слои:

  • Слой износа (поверхностный защитный слой).
  • Верхний слой или пакет слоев.
  • Нижний слой или пакет слоев.

Слой износа (защитный слой) — тонкий поверхностный слой дорожного покрытия, устраиваемый с целью повышения шероховатости покрытия, увеличения срока службы верхнего слоя покрытия за счет исключения его износа, а также для защиты конструктивных слоев дорожной одежды от влаги, проникания атмосферных осадков и агрессивных жидкостей. Слои износа могут устраиваться путем поверхностной обработки покрытия литыми эмульсионно-минеральными смесями (по технологии сларри-сил, микросюрфейсинг и др.), а также путем традиционного асфальтирования с применением ЩМА, литых или уплотняемых асфальтобетонных смесей. Слои износа и защитные слои покрытия, как правило, не учитываются при расчете общей прочности дорожной одежды и в процессе эксплуатации дороги периодических обновляются (по мере истирания и износа).

Дорожное основание

Дорожное основание — нижняя часть дорожной одежды, расположенная под дорожным покрытием и обеспечивающая совместно с ним перераспределение и снижение давления на грунт земляного полотна, а также морозоустойчивость и осушение всей дорожной конструкции. Дорожное основание состоит из несущей части (включающей верхний и нижний слои) и дополнительных слоев основания.

Дополнительные слои основания — слои, располагаемые между несущей частью дорожного основания и подстилающим грунтом, предусматриваемые при неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условиях. Дополнительные слои основания могут выполнять морозозащитную, дренирующую и/или теплоизолирующую функцию, обеспечивая таким образом общую стабильность работы дорожной конструкции под действием погодно-климатических и грунтово-гидрологических факторов. В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой, его называют морозозащитным, теплоизолирующим, гидроизолирующим, капилляропрерывающим, противозаиливающим и др.

В зависимости от назначения дополнительные слои основания устраиваются из песка, минеральных материалов (укрепленных или неукрепленных вяжущим), грунтов обработанных вяжущим, а также из различных геоматериалов (геотекстиля, геокомпозита и т.п.).

Материалы слоев дорожной одежды

Материалы слоев дорожной одежды, их общая толщина и толщина отдельных слоев должны обеспечивать шероховатость и стабильную во времени ровность поверхности, а также прочность и морозоустойчивость всей дорожной конструкции.

Толщина слоя дорожной одежды назначается с учетом процесса формирования стойкой структуры слоя и его соединения с существующей конструкцией. В общем случае толщина слоя должна в 1,5 и более раза превышать размер самой большой фракции зерен материала этого слоя. Кроме того, для конкретных видов дорожно-строительных материалов определяется минимально допустимая толщина слоя:

  • Крупнозернистая асфальтобетонная смесь — толщина слоя не менее 6 см в уплотненном состоянии.
  • Мелкозернистая асфальтобетонная смесь — …не менее 4 см.
  • Песчаная асфальтобетонная смесь — …не менее 3 см.
  • Литая асфальтобетонная смесь — …не менее 2 см.
  • Цементобетон — …не менее 16 см.
  • Чернощебеночная смесь — …не менее 6 см.
  • Щебень/гравий, укрепленные органическим вяжущим (методом пропитки или смешения) — …не менее 8 см.
  • Щебень, укрепленный минеральным вяжущим — …не менее 8 см.
  • Крупнообломочный грунт и песчаногравийная смесь, укрепленные минеральным вяжущим — …не менее 15 см.
  • Малопрочный каменный материал или грунт, укрепленный вяжущим — …не менее 10 см.
  • Шлаковый щебень — …не менее 10 см.
  • Щебень и гравий не укрепленный вяжущим (на слое из щебня или гравия) — …не менее 10 см.
  • Щебень и гравий не укрепленный вяжущим (на слое из песка) — …не менее 15 см.
  • Грунт, укрепленный вяжущим — …не менее 12 см.
  • Песок — …не менее 15 см.

Классификация дорожных одежд

В зависимости от механических свойств
  • Жесткая дорожная одежда (дорожная одежда жесткого типа) — дорожная одежда, имеющая один или несколько слоев, которые могут работать на растяжение, а их прочность и жесткость практически не зависят от температуры, влажности и продолжительности действия нагрузки. К жестким относятся дорожные одежды с цементобетонным монолитным покрытием, покрытием из сборных железобетонных или армобетонных плит, а также дорожные одежды с основанием из цементобетона или каменных материалов, укрепленных цементом, сланцевой золой или другими минеральными вяжущими.
  • Нежесткая дорожная одежда (дорожная одежда нежесткого типа) — дорожная одежда, прочность которой зависит от температуры, влажности и продолжительности нагрузки. Слои нежесткой дорожной одежды устраивают из асфальтобетонов, а также из минеральных материалов и грунтов, укрепленных органическими вяжущими.

Повышение жесткости дорожной одежды является одним из двух способов повышения эксплуатационных характеристик покрытия автомобильной дороги (2-й способ — повышение эластичности дорожных одежд).

В зависимости от срока службы и уровня надежности
  • Капитальный тип дорожной одежды — дорожная одежда с асфальтобетонным (из горячего плотного мелкозернистого асфальтобетона I–II марки и щебеночно-мастичного асфальтобетона), монолитным цементобетонным, железобетонным или армобетонным сборным покрытием. Срок службы — 15 лет (для дорожной одежды нежесткого типа) и 25 лет (для дорожной одежды жесткого типа). Применяется при строительстве дорог I–IV категории.
  • Облегченный тип — дорожная одежда с асфальтобетонным (из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси II–III марки), дегтебетонным или чернощебеночным покрытием (а также покрытием из других минеральных материалов обработанных вяжущим), монолитного и укатанного цементобетона, сборных железобетонных плит. Срок службы — 12 лет (для дорожной одежды нежесткого типа) и 20 лет (для жесткого типа). Применяется при строительстве дорог IV–V категории.
  • Переходный тип — дорожная одежда с покрытием из каменного материала (щебня или гравия) обработанного органическим вяжущим (методом пропитки или методом смешения в установке), а также из фракционированного каменного материала. Срок службы дорожной одежды переходного типа — 8 лет. Применяется при строительстве дорог IV–V категории.
  • Низший тип — дорожная одежда с покрытием из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками (органическими и/или минеральными вяжущими). Применяется при строительстве дорог V категории.

Обеспечение капитальности и надежности дорожной одежды в процессе строительства автомобильной дороги, является одним из основных путей повышения качества и долговечности дорожного покрытия.

Декоративные подвесные люстры и бра: сделай сам, а не покупай

Чтобы зимой не тратить время впустую, многие домашние умельцы и самодельщики пропадают в мастерских. Например, собирают мебель или изготавливают декоративные предметы интерьера. Один из удачных вариантов — подвесная люстра под старину из колеса телеги.

Хотите обзавестись аналогом за недорого? Читайте статью, где подробно рассказывается как сделать люстру-колесо своими руками.

  • Примеры люстр из колеса телеги в интерьере загородного дома
  • Пошаговый процесс изготовления круглой люстры с имитацией кованых элементов
  • Как сделать настенный светильник из состаренного дерева

13 лучших вариантов круглых деревянных подвесных люстр

Лучше один раз увидеть, как смотрится самодельная люстра в виде колеса телеги в интерьере коттеджа, чем сомневаться в правильности своего выбора. Предлагаем вам фотоподборку круглых деревянных люстр как из средних веков.

Эту люстру я сделал из колеса телеги вместе с другом. Что скажите?

Элемент крепления люстры к потолку.

Светильники люстры крупным планом.

А это бра, выполненные с люстрой в едином стиле.

Держите еще одну круглую подвесную люстру.

Люстру я изготовил для беседки. Нужно было сделать освещение по-быстрому для интерьера, где стоит печь, тяжелая мебель с коваными деталями, а стены отделаны кирпичом. В магазине за люстру просили 400 долларов. Это по ценам 2010 года. А я сделал за 50. Самое сложное — найти колесо телеги в приличном качестве.

Люстра-колесо в интерьере беседки.

У меня высота потолков 7 м. Колесо от телеги там просто потеряется, поэтому повесил колесо от кареты.

Круглая люстра в интерьере бревенчатого дома.

А вот мой вариант люстры из тележного колеса.

Люстру из колеса от телеги сделал за выходные. Оцените!

Люстру-колесо я сделал вместе с женой. Висит на кухне. Думаю, получилось симпатично.

Я дешево купил колесо от телеги. Очистил. Помыл. Покрыл пропиткой, а колесные обода покрасил медной краской. Светильники поставил на основе энергосберегающих лампочек «под свечку», для создания романтической обстановки в помещении.

Этот светильник сделала участница портала frosja из колеса от старой прялки.

Вариант круглого деревянного светильника в дизайне «просто, дешево и со вкусом» от Efim123.

Атим, изготовив люстру из колеса своими руками, советует ставить лампочки не вверх, а вниз, а то весь свет уходит в потолок.

Интерьерный светильник из обожжённой древесины от Дмитрий-73.

А это отличный вариант круглого светильника с ковкой, сделанный своими руками zemelya23.

У Eleonor муж нашел старое колесо от телеги и подарил ему вторую жизнь в виде потолочного светильника.

Как сделать своими руками подвесную люстру в виде колеса телеги

Если вам понравились образцы круглых деревянных люстр, то, чтобы не тратить деньги на их покупку, изготовьте светильники самостоятельно по фотоинструкциям представленным ниже.

Я сделал стилизованную под старину круглую люстру из двух листов фанеры толщиной 20 мм. Черенков от швабр. Энергосберегающих лампочек с цоколем Е14 и цепи длиной 1.5 м.

Процесс изготовления люстры в деталях:

  • Скрепите друг с другом листы фанеры.

  • Выпилите электрическим лобзиком заготовку по шаблону.

  • Придайте фанере фактурную поверхность, например, гравером.

  • Покрасьте «колесо».

  • Соберите люстру.

А это более аутентичный вариант круглой люстры, который не отличить от настоящего колеса телеги.

Я смастерил колесо-люстру для беседки. Сначала нарисовал модель в специальной программе. Беседка у меня шестиугольная, поэтому колесо состоит из двенадцати элементов — брусков сечением 5х5 см. В каждом втором вделан крючок для подвеса люстры на цепях. Спицы сделал из черенков.

Светильники для подвесной люстры изготовлены в виде свечей из полипропиленовой трубы.

Капли воска сделаны клеевым пистолетом.

Подсвечники пользователь изготовил из кованых розеток.

Металл розеток покрашен золотистой краской и затонирован губкой под патину.

Заготовки колеса склеены водостойким столярным клеем.

Обод колеса — металлическая, покрашенная под золото лента, которую прибили фигурными обивочными гвоздями.

Колесо покрыли лаком.

«Свечи» к колесу Klurg прикрепил при помощи шпильки М10, вырезав отверстие в розетке.

Процесс сборки конструкции и проверка работоспособности.

Монтаж люстры в виде колеса телеги под потолком беседки.

Настенный светильник из состаренного дерева

И на десерт, декоративный настенный светильник.

Зимой я подкинула мужу идею сделать деревянный светильник в старинном стиле. Нашла фото в интернете.

Выбрав понравившийся вариант, супруги приступили к работе.

Деревянная поверхность состарена. Покрашена и покрыта лаком.

Вот, что в итоге получилось.

Светильник потом заменили на более подходящую по стилю модель.

Также в планах Solombala заменить канат на сизаль — грубое натуральное волокно.

Подведение итогов

Люстра в виде колеса телеги стильно смотрится в интерьерах под старину, помещениях в замковом стиле. В беседках. На кухнях. Домах, отделанных изнутри камнем, кирпичом и деревом. По фото видно, что, почти по всех случаях, потолок, где висит круглая люстра, декорирован досками, а светильник подвешен к мощным деревянным балкам.

Узнать больше о декоративных светильниках можно в теме: Люстры и бра «Колесо телеги».

Советуем прочитать статьи:

  • Изготовление красивой мебели из фанеры своими руками. Пользователь портала рассказывает, как сделать, используя фанеру, красивый сундук, комод и шкатулку.
  • Кухня из массива древесины: своими руками. Фотоинструкция по изготовлению оригинального самодельного кухонного гарнитура из натурального дуба.
  • Стол с врезанным в столешницу стеклом: как сделать своими руками. Самодельные аналоги дизайнерского стола со стеклом, которое повторяет контуры среза торцов натуральной древесины.
  • Печной комплекс 3 в 1 с мини-русской печью: сделай сам. Инструкция по строительству универсальной кирпичной печи, совмещающей в себе варочную поверхность, мангал и компактный аналог русской печи с подробной сметой.
  • 3 самых необычных барбекю-мангала-печи: сделай своими руками. Три идеи, с помощью которых можно самостоятельно сделать барбекю, мангал и мини-печь, и обустроить на участке комфортную зону отдыха для жарки шашлыков и мяса на гриле.

Изготовление деревянного плафона. Если проявить фантазию, то из дерева можно сделать всё, что угодно. В этом сюжете мы покажем, как сделать деревянный плафон для загородного дома своими руками.

Светильники из дерева своими руками: 14 оригинальных идей для дома

Чтобы в доме было уютно, порой достаточно добавить в интерьер комнаты какую-нибудь мелочь.

Это мелочью может быть все, что угодно — начиная от какого-нибудь необычного элемента декора ручной работы и заканчивая мебелью.

Как вариант, можно «разбавить» домашнюю обстановку, используя декоративные светильники из дерева.

Для вдохновения мы собрали для вас 14 оригинальных идей, как самостоятельно изготовить светильники из деревапод старину , классические, на современный манер.

Их можно разделить на 4 группы:

  • подвесные (либо которые крепятся на потолке );
  • настольные;
  • настенные;
  • напольные.

Прежде чем приступить к изготовлению деревянных светильников , необходимо определиться с размерами, а также прикинуть, где они будут находиться и как их лучше закрепить.

Например, чтобы сделать деревянные люстры своими руками , нужно обязательно учитывать размеры комнаты и высоту потолка.

Если в маленьком помещении с низким потолком повесить большую люстру, то она будет смотреться слишком громоздко. А высокому человеку, возможно, придется еще и нагибаться, проходя под ней.

Для изготовления светильника или люстры из дерева своими руками можно использовать самые разные материалы:

  • доски, обрезки мебельного щита;
  • фанеру;
  • другие листовые пиломатериалы (ДСП или OSB);
  • деревянные бруски.

Сделать лампы , светильники или люстры своими руками можно из бревна и веток .

В этом случае получится действительно уникальная и неповторимая вещь, которая будет только у вас.

Если же вы хотите изготовить люстру своими руками из дерева под старину , то советуем использовать благородные породы древесины — например, дуб или грецкий орех.

Причем важно, чтобы заготовка из дерева была сухой — в противном случае в процессе эксплуатации готового изделия материал может покоробить.

В целом же, сделать своими руками деревянные светильники под силу каждому, кто умеет пользоваться ручным и электроинструментом для обработки дерева.

Подвесные лампы

Подойдут для освещения обеденной зоны. Уместно смотрятся в уличной беседке и на веранде дома.

Рассказываем, как сделать люстру из дерева своими руками , а также поделимся интересными идеями декоративных подвесных светильников.

Чтобы сделать простой и недорогой подвесной потолочный светильник , понадобятся доски и фанера. Светильники в данном случае используются светодиодные (цоколь — GU 5,3).

Пошаговый процесс работ:

  1. Из фанеры и деревянных реек изготавливаем основание.

2. Покрываем лицевую поверхность минеральным маслом и лаком.

3. Сверлим посадочные места под светодиодные светильники.

4. Устанавливаем светильники, и соединяем их друг с другом электропроводкой.

После этого останется только прикрепить самодельную деревянную люстру на потолок . Для этого можно использовать шпильки или металлическую цепь.

Идеей поделился автор YouTube канала Elias Maximiliano. Процесс сборки подробно описан здесь .

Есть и упрощенный вариант подвесного светильника.

Для этого потребуется часть деревянного поддона, патроны для ламп, электрический шнур и, собственно, сами лампы.

Процесс изготовления люстры из дерева своими руками очень прост:

  1. Отпиливаем часть поддона;
  2. Шлифуем и красим;
  3. Сверлим отверстия под патроны;
  4. Устанавливаем патроны и соединяем их последовательно проводом.
  5. Вкручиваем лампочки.
  6. Подвешиваем светильник к потолку при помощи цепи или толстой веревки.

Если вам понравилась идея, ознакомиться с процессом сборки светильника вы можете в данной статье .

Хочется чего-то действительно необычного? Тогда можно сделать большой светильник из фанеры и досок.

Из пиломатериалов изготавливается корпус, внутрь которого встраиваются светодиодные лампы.

Крепится конструкция на четырех подвесах, изготовленных из стальной цепи. Пошаговый процесс сборки можно посмотреть в этой статье .

Подвесной декоративный светильник для дома можно изготовить из бруса прямоугольной (100х200 мм) или квадратной формы (100х100 мм).

В качестве источника освещения используются светодиодные панели.

В брусе необходимо вырубить стамеской четыре посадочных места (или меньше, если используете короткий брус). Затем сверлим отверстия под провод.

После этого древесину останется только обжечь газовой горелкой и покрыть лаком, а затем установить в посадочные места светодиодные панели. Ознакомиться с пошаговым процессом сборки можно в этой статье .

Для освещения рабочего места в мастерской или в домашнем кабинете можно использовать более компактный подвесной светильник.

В данном случае сначала изготавливается корпус из фанеры толщиной 18 мм. Потом в него устанавливается светодиодная лампа на 5000 К.

Подвесить светильник над столом можно с помощью веревки. С пошаговой инструкцией по его изготовлению вы можете ознакомиться здесь .

Если нужно организовать освещение в летней беседке, для этого можно использовать один или несколько подвесных светильников из деревянных брусков .

Подвесить их можно как на металлические цепи, так и на шпильки (например, чтобы не болтались при сильном ветре).

Если вы хотите организовать креативное освещение на кухне в небольшой квартире, то вариант с деревянным брусом, конечно же, не подойдет.

Вместо этого мы предлагаем сделать подвесную люстру из куска широкой доски и LED светильников.

Ничего сложного тут — справится любой мастер. В доске нужно вырезать отверстия (посадочные места) под светильники. После этого монтируем сами осветительные приборы.

Доску можно покрыть лаком или покрасить. Сам процесс изготовления (если нужны размеры) вы можете посмотреть в этой статье .

Украсить дачу или веранду загородного дома можно подвесной лампой из досок . Внешне она похожа на предыдущие вариант светильников, но процесс ее изготовления немного отличается.

В данном случае используется не цельный брус, а его имитация — прямоугольный короб из досок . Для большего декоративного эффекта вы можете обжечь дерево газовой горелкой, а затем покрыть лаком.

Чтобы подвесить конструкцию под потолком, надо будет приобрести в строительном или хозяйственном магазине металлическую цепь и карабины.

Светильники настольные

Довольно просты в изготовлении и практичны в быту. Светильники с абажурами могут использоваться для разных целей: например, для освещения места на рабочем столе (в мастерской или дома).

Также они могут выступать в качестве декоративного элемента на журнальном столике или прикроватной тумбочке.

Если классический дизайн вас не устраивает, то можно сделать что-то оригинальное . Например, декоративный DIY светильник в виде собачки с подвижными конечностями и головой.

В данном случае конечности выступают в качестве опорных ножек, а голова собачки является плафоном , внутри которого находится лампочка.

А вот действительно интересная идея — настольный светильник, который не только освещает рабочее пространство на столе, но и может зарядить смартфон!

Конструкция очень простая: подставка и корпус, внутри которого находится светодиодный светильник.

В подставку «встраивается» беспроводная зарядная станция. Если положить смартфон на подставку, то он автоматически начнет заряжаться.

Подробно о том, как изготовить такой многофункциональный светильник, вы можете прочитать здесь .

Настенные деревянные лампы

Для изготовления самодельных осветительных приборов вовсе не обязательно использовать пиломатериалы. Можно, например, использовать спил дерева — весьма необычное, но оригинальное решение.

Рассказываем, как сделать бра из дерева своими руками :

  1. Подбираем подходящий по размеру спил дерева.
  2. Разрезаем его на две части.
  3. В одной из частей вырезаем середину.
  4. Соединяем обе части вместе.
  5. Сверлим отверстие под патрон для лампочки.
  6. Крепим светильник к стене и вкручиваем в патрон лампочку.

Ознакомиться с пошаговой инструкцией по изготовлению DIY светильника из спила дерева вы можете здесь .

Помните настольный светильник в виде собачки? Можно сделать что-то подобное и в случае с настенным светильником. Например, можно изготовить оригинальный декоративный светильник в виде человечка, который сам себя держит.

Плюсы: быстро и практически бесплатно. Для изготовления такого настенного светильника можно использовать разные обрезки брусков.

Также понадобятся патрон с лампочкой и кусок электрического шнура с вилкой. Подробности в этой статье .

Автор YouTube канала My DIY life предлагает еще одну интересную идею для украшения дома — как сделать бра своими руками в виде звезды.

Сделать такую красоту совсем не сложно. Для этого можно использовать обрезки доски или купить в строительном магазине мебельный щит.

Основные этапы работ:

  1. Вырезаем заготовки нужного размера из доски или мебельного щита (как вариант, можно и фанеру использовать).
  2. Склеиваем из заготовок пятиконечную звезду.
  3. Делаем разметку и сверлим отверстия под лампочки.
  4. Деревянную звезду красим или покрываем лаком.
  5. Устанавливаем патроны для лампочек, а на обратной стороне укладываем компактно провода. Вкручиваем лампочки.

С пошаговой инструкцией по изготовлению оригинального настенного светильника в виде звезды вы можете ознакомиться здесь .

Напольная лампа из дерева

Данная конструкция сочетает в себе сразу два полезных качества: эстетичность и практичность.

Выглядит торшер стильно и современно, и при этом не занимает много места, так как сделан в виде угловой тумбы.

Как сделать светильник из дерева своими руками , вы можете прочитать в этой статье .

В качестве основного материала можно использовать доски, фанеру, МДФ. Источником освещения в данном случае выступает светодиодная лента.

Преимущества и недостатки деревянных светильников

Во-первых, дерево есть дерево — это экологически чистый материал (кроме разве что плит OSB).

Изделия из дерева, в том числе и светильники, более приятны человеческому глазу, поэтому в помещении, где много деревянных элементов — всегда уютно и комфортно.

Конечно, если сильно придираться, то можно и недостатки найти. Например, дерево является горючим материалом (впрочем, как и пластик), а также этот материал подвержен образованию грибка и плесени.

Впрочем, все эти недостатки можно «вылечить», если использовать специальные антисептические пропитки и защитные средства — от грибка и плесени, для защиты от влаги и для огнестойкости.

Уход за деревянными светильниками

На самом деле никаких специальных правил нет. Многие советуют протирать деревянную поверхность сухой тряпкой, но не произойдет ничего страшного, если вы используете влажную тряпку.

Единственное, что не рекомендуется делать домохозяйкам — отмывать грязь моющими средствами и прочей бытовой «химией». Лучше использовать водный раствор аммиака — для этого нашатырный спирт разводится с водой в соотношении 5:1.

Если будете делать из дерева своими руками люстру , нужно предусмотреть возможность ее быстрого демонтажа, чтобы можно было нормально протереть от пыли и удалить грязь.

Со временем деревянные изделия могут потускнеть. Однако не спешите расстраиваться — вернуть блеск очень легко.

Для этого нужно приготовить простое средство (смешиваем 1 часть рафинированного растительного масла и 2 части сока лимона), и обработать этим составом поверхность дерева.

Деревянные светильники не только просто сделать своими руками, но и ухаживать за ними — легко. Вдохновляйтесь нашими идеями и создавайте уникальные элементы декора для дома самостоятельно.

Как сделать люстру из дерева своими руками в домашних условиях (подборка идей и инструкций)

Уникальная люстра из дерева, сделанная своими руками, интересно дополнит интерьер. Её конструкцию подбирают с учётом стиля помещения. Самодельный светильник должен быть оригинальной формы, которая бы привлекала внимание. Сейчас такие люстры модно подвешивать в ресторанах, музеях и других местах.

Плюсы и минусы светильников из дерева

Люстры из дерева обладают как преимуществами, так и недостатками. Перечислим преимущества:

  • дерево — это природный материал, который не выделяет вредных веществ, поэтому изделия из него безопасно ставить даже в детской комнате;
  • для обработки дерева не требуется специального дорогого оборудования;
  • деревянная люстра более прочна в сравнении со стеклянной;
  • себестоимость невысока, например, заготовки для работы можно найти в лесу, за городом, и тогда их не нужно будет покупать.

Светильники из дерева обладают также рядом недостатков:

  • дерево — это легковоспламеняющийся материал, поэтому при изготовлении люстры нужно уделить пристальное внимание прокладке и изоляции проводов;
  • дерево впитывает влагу, поэтому при значительных колебаниях влажности воздуха оно будет деформироваться и может потрескаться;

к содержанию ↑

Где использовать

Деревянные люстры удачно интересны в любом интерьере. Наиболее удачно они будут смотреться в обстановке дачи, особенно если они сделаны в стиле кантри или прованса.

Часто встречаются деревянные светильники, выполненные в ретростиле. Их часто можно заметить в барах и ресторанах. В стиле ретро используются классические модели или стилизованные под старинные вещи.

Светильники из дерева используют также для интерьера в стиле модерна. Для создания нового стиля требуются нетривиальные решения, применяемые для оформления привычных предметов обихода.

Деревянные люстры своими руками

Чтобы сделать люстру из дерева своими руками, нужно иметь хотя бы небольшой опыт работы с таким материалом. Требуется уметь пилить древесину, шлифовать её и правильно соединять отдельные части люстры между собой. Для работы потребуются такие инструменты:

  • электрическая дрель;
  • шуруповёрт;
  • набор отвёрток;
  • линейка;
  • ножовка по дереву;
  • карандаши для разметки;
  • наждак.

Также потребуются провода, патроны для ламп и крепления.

Какие лампы использовать

Обычные лампы накаливания сильно греются и поэтому не подходят для установки их в деревянные люстры, то же самое касается и галогенных лампочек. Вместо них, лучше использовать светодиодные, люминесцентные источники света.

Как выбрать дерево

Опишем свойства самых часто используемых пород:

  • Заготовка из сосны хорошо поддаётся обработке. Годичные круги разделены смолой, поэтому она не используется для изготовления мелких деталей.
  • Кедр славится красивым розовым основанием. Древесина имеет высокую плотность, поэтому из неё можно сделать небольшие украшения.
  • Лиственные породы прочнее сосны, не гниют.
  • Дуб отличается высокой плотностью, но легко раскалывается. Его тяжело обрабатывать. Не стоит использовать в качестве материала для светильника начинающим мастерам.

Простой самодельный светильник из дерева

Указанную модель рекомендуется устанавливать в просторных помещениях с высокими потолками. Для изготовления, кроме уже перечисленных универсальных инструментов, понадобятся: широкая толстая доска, брусок сечением 70х70 мм, лак, сверло Форстнера и газовая горелка.

Простой самодельный светильник из дерева

Пошаговая инструкция:

  • обработать бруски наждачной бумагой, поставить отметку на середине одной из сторон;

Бруски

  • просверлить отверстия сверлом Форстнера по сделанным ранее отметкам; диаметр сверла равен размеру патрона;

Сверло Форстнера

  • аккуратно обжечь бруски (прожилки дерева должны поменять цвет);

Обжигание брусков

  • соединить патроны с проводом, вставить их в отверстия;

Монтируем патрон

  • начать подготовку доски, подровнять её рубанком, если это необходимо; при помощи болгарки придать краям округлую форму;

Подготовка доски

  • зачистить заусенцы наждачной бумагой, после этого обжечь доску;

Обжиг доски

  • все детали покрыть лаком; когда он высохнет, просверлить отверстия для проводов;

Покрываем лаком

  • соединяем все детали.

Окончательный монтаж конструкции

Вся конструкция крепится к потолку при помощи саморезов и шуруповёрта.

Ретросветильник своими руками

Кроме стандартных инструментов, потребуется: доска толщиной не менее 30 мм, лак по дереву, крючки, цепь, электрический лобзик, газовая горелка.

Самодельный ретросветильник

Инструкция по изготовлению:

  • разметить доску и разделить на три равные части;

Разметка доски

  • сложить получавшиеся заготовки в виде треугольника так, чтобы стороны внутреннего отверстия были равны;

Треугольник из досок

  • доски обработать наждачной бумагой, соединить их саморезами; чтобы скруглить углы, приложить к каждому углу круглый предмет и сделать по нему разметку;

Разметка

  • электрическим лобзиком убрать всё лишнее по разметке;

Работа лобзиком

  • разобрать получившуюся конструкцию, обработать каждую заготовку горелкой;

Обработка горелкой

  • снова собрать светильник, покрыть лаком;

Покрытие лаком

  • когда лак высохнет, просверлить отверстия под провода и установить плафоны;

Устанавливаем плафоны

  • вкручиваем крючок с обратной стороны светильника и продеваем через них цепь, за которую вся конструкция будет крепиться к потолку.

Самодельная люстра из реек

Для работы, кроме стандартных инструментов, понадобится: перьевое сверло по стеклу, восемь реек размером 20х40 мм, четыре болта диаметром 6 мм и длиной 100 мм, клей по дереву, четыре колпачковые гайки, четыре обыкновенные гайки, стекло 480х480 мм и четыре уголка 30х30 мм.

Подробная инструкция по изготовлению:

  • рейки подровнять по длине, зачистить наждачной бумагой и закруглить края;

Обработка реек

  • сделать две одинаковые рамки, края должны выступать на 10 см;

Две одинаковые рамки

  • положить одну рамку на другую и просверлить четыре отверстия под болты;

Делаем отверстия под болты

  • обе рамки покрыть лаком;

Лакируем

  • после того как лак полностью высохнет, соединить рамки болтами;

Соединяем рамки при помощи болтов

  • прикрутить четыре уголка, при помощи которых конструкция будет крепиться к потолку;

Уголки

  • из стекла вырезать квадрат со стороной 480 мм;

Стекло

  • отметить маркером на стекле расположение болтов, сделать в этих местах отверстия перьевым сверлом; затем положить стекло на рамку так, чтобы болты прошли в отверстия; закрутить колпачковые гайки;

Установка стекла

  • в углах светильника установить два патрона и вкрутить в них лампы;

Устанавливаем патроны

  • повесить люстру на потолок.

Люстра в сборе

Сделать люстру из дерева можно самостоятельно. В статье рассмотрены плюсы и минусы таких светильников, рассказано, как выбрать материал и какие лампы можно использовать.

Ссылка на основную публикацию