ГОСТ на пандусы для инвалидов

Пандусы для инвалидов. Требования по ГОСТ, виды, уклон, размеры

Доступная среда для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями перемещения включает множество дополнительных конструкций. Одними из систем комфортного жизнеобеспечения являются пандусы. Пологие системы въезда/съезда обеспечивают гражданам с ограниченными возможностями (ОВЗ) доступ в помещения жилого, промышленного, торгового назначения. Чтобы пологие конструкции были удобны, их проектируют и обустраивают с учетом ГОСТ.

  1. Пандус. Основные характеристики, общие требования
  2. Стандартные размеры пандуса, правила установки
  3. Какой должен быть угол наклона по СНиП
  4. Перила и поручни
  5. Горизонтальные площадки и бортики
  6. Виды пандусов и аппарель
  7. Особенности конструкции
  8. Различия в конструкциях
  9. Требования к входной площадке
  10. Нормативные документы
  11. Ненормативные изделия
  12. Кнопки для вызова
  13. Съезды для тротуаров
  14. Нормативные размеры и конструкции
  15. Предельные углы спуска
  16. Требования к площадкам
  17. Элементы ограждения

Пандус. Основные характеристики, общие требования

Как таковой пандус представляет собой пологую плоскость с ровной поверхностью и определенным углом наклона. Плоскость соединяет две и более горизонтальных поверхностей, расположенных на разном уровне возвышения от проезжей/прохожей части.

Обычный пандус можно увидеть как элемент лестницы рядом с любым строением. Несъемную стационарную конструкцию чаще всего обустраивают в один пролет, планируют на этапе проектирования объекта. Стационарные пандусы считают одними из наиболее практичных и удобных конструкций.

К общим требованиям относят:

  • удобство для маломобильных граждан;
  • достаточную ширину для размещения инвалидного кресла, коляски, сопровождения;
  • простоту въезда/съезда;
  • наличие ограждений (перил);
  • ровность поверхности;
  • безопасность эксплуатации.

Категорически недопустимо устраивать пандусы, съезд которых выходит на оживленную трассу .

Стандартный пандус выглядит так

Стандартные размеры пандуса, правила установки

Чтобы пандус был удобным для пользования, конструкцию выкладывают в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП:

  1. Минимальная разница высот, при которой обязательно обустройство пандуса, составляет 40 мм.
  2. При условии расчетной длины дорожки более 360 см, сооружение пандуса невозможно. В этом случае обустраивают не пандус, а подъемник.
  3. При перепадах высот более 300 мм обустраивают подъемник.
  4. Расчетная ширина дорожки зависит от количества людей, одновременно пользующихся пандусом. Если планируется проезд инвалидов в колясках, расчетная ширина марша от 180 см. При одностороннем движении – от 150 см.
  5. Высота одного пролета (пологой дорожки между площадками) не более 80 см, длина до 900 см. Если обустройство пологого прямого пандуса невозможно из-за особенностей места расположения, делают винтовой аналог. Поворотов может быть 2-3, каждый поворот дополняется пологой и ровной площадкой достаточной длины, ширины. Ширина при полном повороте не может быть менее 200 см .
  6. Края дорожек оснащают бортами высотой от 50 мм или дополняют перилами, ограждениями из металлических труб. Трубы располагают на высоте 100-150 мм.
  7. При строительстве пандусов внутри объектов учитывают высоту стен. Минимальное расстояние от пологой дорожки до потолка от 200 см. Максимальная протяженность пологого подъема до 10 м.

Правила монтажа пандусов для инвалидов, людей с ограниченными возможностями:

  • стационарные конструкции ставят рядом с входом в строение, как дополнение лестничного проема;
  • откидные системы сооружают в ограниченном пространстве, учитывают необходимость крепления к стене и удобство эксплуатации для людей с ОВЗ.

Откидные пандусы удобны возможностью демонтажа с последующим монтажом в любом месте.

Пандусы для инвалидов могут иметь конструктивные особенности

Какой должен быть угол наклона по СНиП

Проектирование пандусов – работа, в которой учитывают ряд нюансов. Основным является угол наклона. Слишком крутой угол осложнит возможность подъема на коляске, пологий – вызовет проблемы с протяженностью пологой дорожки.

Поверхности с наклоном конструируют с расчетным углом наклона определенной величины, указанной в ГОСТ:

  • рассчитывают угол наклона пандуса соотношением высоты и длины;
  • для перемещения инвалидных колясок расчетная величина угла наклона до 5%. В градусах это 2,86;
  • в определенных случаях угол наклона можно увеличить не более чем на 3%, но только при условии недолгого пользования устройством.

Перепад высот пандуса не должен превышать в любом месте более 50 см, длина полового полотна без поворотов не более 600 см .

В местах с ограниченным пространством угол наклона площадки увеличивают до 10% (5,7 градусов). Допустимый перепад высот до 20 см, поперечный уклон до 2%.

Перила и поручни

В соответствии с правилами, ГОСТ, перила и поручни устанавливают так:

  1. При сооружении пандуса перила делают по обеим сторонам дорожки. Если подразумевается движение в обе стороны, поручни ставят вдоль середины, разграничивающей стороны движения.
  2. Если угол наклона подъемной части дорожки меньше 5%, поручни необязательны.
  3. По нормативам ГОСТ поручни устанавливают так, чтобы было 2 уровня высоты. Первый – на высоте 70 см от пологой дорожки, второй на высоте в 90 см. Если пандус предназначен для перемещения детских инвалидных колясок, устанавливают поручень на высоте 50 см.

В соответствии с ГОСТ Р51261-99 поручни, перила ставят на конструкциях с высотой подъема от 15 см, протяженности пологой части от 180 см . Часть перил, выходящих за пределы площадки от 30 см, конструкции делают гладкими, без выступов, острых углов, которые могут поранить руки, помешать прочному захвату.

К дополнительным требованиям по монтажу перил, поручней относят:

  • параллельность перил относительно друг друга;
  • прочность, надежность;
  • отсутствие ранящих элементов, неразрывность поручней по всей длине;
  • отступ от стен 45-60 мм.

Перила, поручни делают из металлической трубы сечением в 40-60 мм.

Перила и поручни устанавливают с учетом удобства эксплуатации

Горизонтальные площадки и бортики

Наклонные поверхности дополнительно оснащают ровными площадками:

  1. Их располагают в самом начале и в конце подъема. Минимальные размеры площадок 150х150 см.
  2. Также горизонтальные площадки обустраивают на пандусах, длина которых превышает 900 см. Такой спуск разбивают на несколько частей (2-3) и каждую дополняют площадкой.
  3. Площадки закладывают в проект, если подъемная дорожка сделана с изгибами, винтовыми поворотами. Любое изменение направления обязательно дополняется ровной плоскостью для разворота коляски.

Бортики делают по краям дорожки, высота бортиков от 5 см .

Горизонтальные площадки и бортики оборудуют для удобства и безопасности

Виды пандусов и аппарель

Конструкции для людей с ОВЗ различаются по своей длине, форме и дополнительной оснащенности. Специалисты разделяют несколько видов пандусов:

  • съемные – системы, которые монтируют для краткосрочного пользования;
  • стационарные обустраивают на длительную (постоянную) эксплуатацию;
  • откидные с креплением на петли и фиксацией на любой вертикальной поверхности;
  • телескопические (выдвижные);
  • рампы.

Кроме пандусов допустимо обустройство аппарели. Эта конструкция представляет собой одну или две широкие площадки, по которым могут проехать инвалидные коляски.

Независимо от типа, при обустройстве пандусов придерживаются идентичных требований .

Аппарель для перемещения инвалидов

Особенности конструкции

Тип пандуса определяет особенности системы:

  1. Стационарные. Проектируют на стадии возведения объекта, изготавливают из прочного материала (бетона, камня, металла). Пандусы предназначены для длительной или постоянной эксплуатации, могут иметь более 2-х пролетов, часто выглядят в форме буквы П.
  2. Откидные. Устанавливают в зонах лестничных пролетов, системы дополняют фиксаторами для крепления на стенах. Обязательным условием монтажа является простота откидывания, подъема пандусов. Системы представляют собой пару параллельных полотен или платформ. Изготавливают откидные конструкции из легких, но прочных материалов, например, алюминия.
  3. Съемные. Пандусы для кратковременного пользования ставят в зонах с редкой необходимостью обеспечения комфортного въезда. Изготавливают из дюралюминия, максимальная нагрузка до 400 кг. Изделия могут быть телескопического (выдвижного) типа или рампы. Особенность рамп – малые габариты (до 85 см), что позволяет устанавливать их рядом с порогами, бордюрами, подъемом на 1 ступень.

Стационарные пандусы относят к несъемным устройствам, остальные входят в группу съемных конструкций.

Различия в конструкциях

Конструктивные особенности пандусов определены СП 59.13330.2011. Изготавливают пандусы из бетона, металла. Рампы допустимо делать из металла с резиновым покрытием. Металлические изделия покрывают защитным составом, предупреждающим ржавление, коррозию. В качестве крепления подвижных элементов применяют анкеры.

В бытовых условиях часто используют деревянные откидные пандусы. Для перемещения по ступеням площадку укладывают поверх пролета, затем поднимают и устанавливают к стене на ребро.

Вне зависимости от вида, конструкции, пандусы для людей с ОВЗ должны быть простыми, удобными и безопасными.

Требования к входной площадке

Размеры стандартной площадки регулирует СП 30-102-99:

  • ширина от 18,5 м;
  • глубина при открывании двери внутрь помещения от 1,4 м, при открывании двери наружу от 1,5 м;
  • площадь для полного разворота от 2,2 м;
  • площадки на улице оборудуют навесами, водоотводами;
  • в зимнее время площадки очищают от осадков, наледи или обустраивают подогрев.

От края площадки до тротуара должно быть не менее 40 см, если площадка обустраивается рядом с проезжей частью, ее отделяют бортиками.

Нормативные документы

Проектирование и возведение пандусов выполняют в соответствии с утвержденными правилами, нормативными документами:

ГОСТ Р 51261-99

Документ с размерными параметрами пандусов

Дополненный свод нормативов с уточненными правилами обустройства пандусов

Документ с установленными требованиями к поручням, перилам

Ненормативные изделия

Ненормативные изделия допустимо устанавливать на период короткого пользования, например при ремонте основного пандуса, крыльца или в условиях ограниченной площади.

Изделия могут не отвечать требованиям по длине, материалу изготовления, однако должны отличаться удобством и безопасностью эксплуатации .

Кнопки для вызова

Кнопка вызова персонала, помощи – не замена, а дополнение пандусов. Ставят кнопки в условиях ограниченных площадей, невозможности монтажа стационарного подъемника, пандуса.

Кнопки монтируют согласно установленным требованиям:

  • высота монтажа 85-100 см от поверхности грунта, крыльца;
  • расстояние от первой преграды, ступени 40 см;
  • кнопку ставят так, чтобы персонал мог видеть инвалида, нуждающегося в помощи;
  • кнопку оснащают защитным кожухом;
  • конструкцию дополняют пиктограммой «Инвалид», ремонтируют по мере износа, в случае актов вандализма;
  • рабочее напряжение на кнопку не более 220 В.

Пользуются кнопкой вызова инвалиды, люди, которым нужна помощь. При нажатии на кнопку внутри строения раздается сигнал, на который выходит сотрудник, помогает инвалиду подняться, принимает заказ на продукты и т.д.

Кнопки для вызова должны быть в местах, где отсутствуют пандусы

Съезды для тротуаров

При пересечении дорог, транспортных магистралей тротуары дополняют съездами с показателями:

  1. Ширина для движения в обе стороны от 180 см. Ширина для движения в одну сторону от 150 см.
  2. Допустимый уклон съездов 5%. Если тротуар размещен рядом с домом, разрешено делать наклон в 10%.
  3. Поперечный уклон съезда не более 1,5-2%.

Съезды и дорожки дополняют ограждениями, бортиками высотой от 5 см. Требование желательное, но необязательное.

Съезды для тротуаров обустраивают с учетом требований и нормативных актов

Нормативные размеры и конструкции

Нормативные размеры регламентируют акты ГОСТ, СНиП:

  • максимально допустимая высота пролета до 80 см;
  • ширина для двустороннего движения 1,8 м, одностороннего 1,5 м;
  • оптимальная ширина пандуса от 2 м;
  • край дорожки дополняют бортиками высотой от 5 см;
  • металлические поручни устанавливают на высоте до 0,9 м.

Двухколейные конструкции ставят для индивидуального пользования. Обустройство пандусов для мест общего пользования допускается в виде ровного сплошного покрытия. Для удобства передвижения инвалидов с ОВЗ посередине дорожки делают ступени для сопровождающего, ширина ступеней не более 40 см.

Предельные углы спуска

Чтобы перемещение колясок по пандусу было комфортным, установлены следующие нормативы:

  1. Уклон пологой части не более 8-15%. На практике максимальная величина уклона редко превышает 10%. Увеличивают показатель в условиях ограниченной площади.
  2. Максимально допустимый угол спуска 18%. В этом случае пандус обязательно оснащают перилами, поручнями.

Установка пандусов на лестничные пролеты возможна только с полной переделкой последних, во всех других случаях выявляется нарушение уклона.

Требования к площадкам

Нормативные размеры площадок:

  • ширина от 18,5 м;
  • глубина при открывании двери наружу от 1,5 м, внутрь – от 1,4 м;
  • габариты горизонтальной ровной площадки для полного разворота от 2 м;
  • ширина на выезде с прямого марша 90-140 см;
  • ширина на выезде с поворота от 140 см;
  • ширина перед спуском, поворотом под прямым углом от 140 см.

Все параметры допустимо увеличивать, но не уменьшать.

Элементы ограждения

Свод требований к ограждениям предписывает следующие параметры установки:

  1. Ограждения устанавливают по всей длине дорожек, включая горизонтальные площадки. Ограждения не могут иметь перерывов более 2 см ширины.
  2. Высота расположения основного поручня до 0,7 м. Дополнительные перила ставят на высоте от 0,5 м для детей, 0,9 м для сопровождающих.
  3. Поручни делают ровными, округлыми без зазубрин, ранящих элементов. Элементы ограждения выставляют непрерывной линией, расположенной на одной рекомендованной высоте.
  4. Фиксацию ограждений выполняют с наружной стороны, торцов.
  5. Свободная часть поручней за пределами марша не менее 30 см. Концы делают закругленными.

Поручни и ограждения изготавливают из прочного материала. Чаще всего используют круглую трубу сечением 40-60 мм.

Нормы «Доступной среды». Требования, предъявляемые к пандусам, дверным проёмам, тротуарам и к предоставлению информации для обеспечения доступности

С 2011 года и по настоящий момент в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда». Целью данной программы является создание всех условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, и повышение уровня их жизни. Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты РФ, при этом участие в ней принимает целый ряд министерств и ведомств, что не удивительно, ведь проблема доступности затрагивает все сферы жизнедеятельности.

Паспорт государственной программы РФ «Доступная среда» содержит также ряд ожидаемых результатов, которые правительство стремится достичь к 2024-2025 году. Среди них:

  • Увеличение доли доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры (до 61,8%);
  • Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблеме инвалидности;
  • Увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  • Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного населения; и др.

Одной из подпрограмм программы «Доступная среда» является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. В рамках данной подпрограммы государственные органы принимают меры по устранению барьеров, препятствующих доступу лиц с инвалидностью к зданиям, сооружениям и иным объектам инфраструктуры, а также к значимым услугам. С целью реализации рассматриваемой подпрограммы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые более подробно регламентируют требования к объектам инфраструктуры для обеспечения доступности. Эти требования обязательны к исполнению для государственных органов, организаций, собственников зданий, сооружений и иных объектов инфраструктуры. Неисполнение ли ненадлежащее исполнение норм таких нормативно-правовых актов может повлечь административную ответственность.

Подробнее разберёмся, какие же требования закреплены в законодательстве для обеспечения доступности:

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Тем же ФЗ-18Й отмечается, что планировка, разработка, застройка, реконструкция вышеуказанных объектов без приспособления доступа к ним и возможности их использования для инвалидов не допускается

Для реализации данных положений необходимо привести многие объекты в соответствие с потребностями инвалидов.

Пандусы

Одним из важнейших критериев доступности вышеуказанных объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) “О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов” закрепляет следующие требования к пандусам:

а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

Читайте также:  Козырек над входом в подъезд

Что касается пандусов в иных зданиях и сооружениях, не являющихся жилыми помещениями (для общественных зданий), здесь применимы требования СНиПа 59.13330.2016. Согласно данному нормативно-правовому акту, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если подъём слишком высок, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

П. 5.1.15 предусматривает наличие свободных зон, горизонтальных разворотных площадок, которые должны быть не менее 1,5 м.

Требования к поручням и ограждениям те же, что установлены для жилых домов. Их размеры, длины и высоты допустимо изменять в пределах ±0,03 м.

Поверхность пандуса должна быть не скользкой. Её необходимо выделять цветом или текстурой, контрастной по отношению к окружающей поверхности.

Ширина дверных проёмов

Не менее важными для обеспечения мобильности являются размеры дверных проёмов, которые должны позволять человеку, передвигающемуся в кресле-коляске, свободно входить в здание и покидать его.

Согласно п. 6.1.1 вышеупомянутого СНиПа СП 59.13330.2016, В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

В П. 6.1.5 установлено, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа маломобильных групп граждан должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения маломобильных не допускается. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. Высота порогов в дверных проёмах не должна превышать 0,014 м.

Глубина тамбура при прямом движении и одностороннем движении должна быть не менее 2,45 м при ширине 1,6 м.

Ширина тротуаров

Очевидно, что для полноценной мобильности лиц с инвалидностью должны быть приспособлены не только здания, но и улицы. В частности, тротуары и пешеходные дорожки должны быть устроены так, чтобы ими могли воспользоваться и маломобильные пешеходы. При этом всем участникам движения должно быть комфортно.

Параметры тротуара устанавливает п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» , согласно которому Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м. При этом, в соответствии с абз. 2 п. 5.4 ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)», в это расстояние не входят площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

При этом п. 5.5 данного ГОСТа корректируют и дополняют положения ГОСТа 52766-2007. Он устанавливает следующие требования к пешеходным дорожкам, на которых могут находиться маломобильные группы населения:

– ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения – не менее 2 м;

– для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

– для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м;

– для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов – 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов – 2,0х1,7 м;

– высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

Что касается спусков с тротуаров, эта тема уже затрагивалась, когда речь шла о пандусах в жилых помещениях. Стоит добавить, что согласно прим. 3 ГОСТа 33150-2014, продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон – не более 10‰.

Кроме того, п. 5.1.7 СНиПа сп 59.13330.2016 закрепляет, что ширина пешеходного пути на участках возле зданий и сооружений с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный – 2%.

П. 5.1.5 того же акта устанавливает требование о том, что в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути должны быть оборудованы съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

Светофоры

Мобильность на улице значительно ограничена не только у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и у слабовидящих, а также слабослышащих. Не каждый может увидеть световой сигнал светофора и, соответственно, понять, в какой момент можно пересекать проезжую часть. В рамках расширения доступности, законодатель стремиться решить и эту проблему.

П. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, содержит гарантию дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Более детально данное положение раскрывает ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров».

Согласно пп. 3.1, 3.2 указанного нормативно-правового акта, Звуковые сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать следующее:

  1. наличие и расположение переключателя;
  2. расположение пешеходного перехода;
    c) время, предназначенное для движения;
    d) направление пешеходного перехода;
    e) время запрета движения.

В свою очередь, Тактильные сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать время, предназначенное для перехода, и направление пешеходного перехода.

Согласно п. 3.3, звуковые и тактильные сигналы могут управляться автоматически или приводиться в действие переключателем, либо при помощи индивидуального переносного устройства.

Когда звуковой и тактильный сигналы включаются переключателем, их активация должна обозначаться тактильным и/или звуковым сигналами обратной связи.

При этом важно, чтобы тактильный и звуковой сигналы обратной связи отчетливо отличались от тактильного и звукового сигналов перехода.

П. 4.1 гласит, что Звуковые и тактильные сигналы должны быть использованы совместно, чтобы удовлетворить потребности лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Также, рассматриваемый ГОСТ устанавливает, что звуковой сигнал ориентации должен быть слышен на расстоянии минимум 1 м и максимум 5 м от источника звука, если только прилегающие здания не расположены ближе.

Доступность информации

В современном мире важную роль в жизни каждого играет информация. Доступ к ней для лиц с инвалидностью не менее важен, чем рассмотренные выше аспекты.

Статья 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет гарантию равного доступа лиц с инвалидностью к информации, в том числе путём её дублирования рельефно-точечным шрифтом Брайля. Гарантируется выпуск литературы и учебных пособий с использованием данного шрифта.

Размер шрифта, а также материалы, основы и их поверхности для шрифта Брайля определяются ГОСТ Р 52131-2019.

В Соответствии с п. 6.5.4 СНиПа 59.13330.2016, текстовая информация должна быть размещена на контрастном фоне. Размер знаков должен соответствовать расстоянию распознания. Высота размещения информации должна быть от 1,5 до 4,5 м над уровнем пола.

Как залить крыльцо из бетона полукругом своими руками

Вход дома является его лицом. Он может настроить гостя на приятный прием или, наоборот, насторожить. В большинстве своем входы выполняются с прямоугольным или квадратным крыльцом, но эффектнее смотрится круглое крыльцо из бетона. Его заливка требует некоторой смекалки, т. к. добиться идеальной формы бывает сложно. Если предстоит сделать несколько ступеней, тогда работа усложняется в разы, но остается подвластной даже неопытному мастеру. В статье будут рассмотрены способы придания конкретной формы крыльцу, а также требования к бетонной смеси.

Процесс проектирования

Составление чертежа полукруглого крыльца также выполняется своими руками. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, лучше в клетку и произвести некоторые замеры, которые будут перенесены на план. Отталкиваться при проектировании необходимо не от нижней части крыльца, а от верхней, которая будет находиться возле входной двери. В минимальном варианте возле нее должны спокойно помещаться два взрослых человека. Чтобы добиться этого, ширина крыльца возле входа должна быть минимум на 50 см больше с каждой стороны от края дверного проема. Теперь необходимо измерить общую ширину площадки. С помощью циркуля в выбранном масштабе рисунок переносится на листок бумаги. Вначале схематически изображается входная дверь. От центральной точки двери рисуется полукруг с заданными в масштабе размерами. Пример видно на фото ниже.

Если ступеней крыльца будет несколько, тогда необходимо измерить высоту от уровня земли до порога входной двери. Получившийся размер потребуется разделить на высоту одной ступени крыльца. Он может быть 16 см. Если число получается с остатком, тогда можно сделать дополнительную небольшую ступеньку или равномерно разделить остатком между всеми ступенями. Ширина ступени должна быть такой, чтобы на нее было легко встать. Обычно для этого хватает 25 см, но размер можно увеличить до 30 см. Зная эти данные, можно добавить их в чертеж. Следующая ступень крыльца изображается еще одним полукругом, который выполняется в масштабе. На чертеж необходимо все размеры, которые должны быть соблюдены при монтаже.

Расчет требуемых материалов

После изготовления чертежа можно приступить к расчету количества требуемого материала. Чтобы это сделать, необходимо посчитать объем крыльца. Для простоты процесса, можно разбить крыльцо на отдельные фигуры, объем которых будет впоследствии сложен. Так как это непрямоугольное крыльцо, тогда необходимо посчитать объем полуцилиндров, каждым из которых является отдельная ступенька. Объем цилиндра высчитывается по формуле V=πr 2 h . Предположим, что верхняя площадка имеет ширину в 2 метра. Это значение соответствует диаметру круга, значит радиус будет вполовину меньше, т. е. 1 метр. Высота ступеньки 16 см. Теперь можно подставить все значения в формулу и получиться 3,14×1×0,16=0,5 м 3 . Но стоит помнить, что площадка является полукругом, поэтому результат необходимо разделить на 2 и получится 0,25 м 3 . Похожим образом производится расчет каждой ступеньки. В конце все объемы складываются и получается общее значение.

Дальше необходимо исходить из того, что на приготовление одного куба бетонной смеси уходит цемента марки М400 320 кг. Зная, что раствор готовится в соотношении 1 к 3 к 5, можно вычислить, что песка понадобится примерно 1000 кг и щебня 1600 кг. Если строить полукруглое крыльцо своими руками с размерами, которые приводились выше и на три ступеньки, то его общий объем составит 1,2 м3. Это означает, что на него всего понадобится 384 кг цемента, 1200 кг песка и 1920 кг щебня. Эти цифры получились методом умножения объема крыльца на требуемое количество материалов. Стоит учитывать, что бетонный раствор понадобится также и для фундамента.

Подготовительный этап

Подготовительный этап является одним из самых важных при сооружении полукруглого крыльца своими руками. Территория тщательно очищается от различного мусора и остатков растений. Необходимо удалить верхний слой дерна, чтобы было легче производить разметку. Удобнее будет работать на ровном участке, поэтому его частично можно подровнять с использованием правила. После подготовки можно приступать к разметке. Размер нижней ступени уже известен, чтобы начертить полукруг требуемого размера, необходимо взять прочную веревку, длина которой будет равна радиусу нижней окружности. Веревка закрепляется в точке, которая будет соответствовать середине двери. На противоположный конец веревки привязывается арматура или небольшой деревянный брусок. С помощью такого нехитрого приспособления выполняется черчение полукруга от стены до стены. Он будет обозначать не только нижнюю ступеньку, но и фундамент всей конструкции, как на фото ниже.

Вход получится довольно тяжелым, поэтому ему нужна хорошая опора. С шириной в 30 см выкапывается котлован. Углубится необходимо на глубину минимум в 70 см. Лучшим решением будет сооружение основы для крыльца на глубину ниже промерзания грунта. На дно получившегося котлована делается засыпка щебня толщиной в 10 см. Он разравнивается и укладывается такой же пласт песка. Песок необходимо хорошо утрамбовать и разровнять. Дополнительно его можно смочить, чтобы впоследствии нагрузка хорошо распределялась по материалу. Для лучшей гидроизоляции конструкции на дно и на стенки можно уложить рубероид. Из металлической арматуры изготавливается сетка, которая укладывается в котлован. При этом ее необходимо немного приподнять, установив на подпорки. Это необходимо, чтобы раствор оказался и снизу конструкции, на фото видно пример.

Выполняется заливка фундамента крыльца до уровня земли. При этом необходимо обеспечить его перевязку с фундаментом здания. Для этих целей в фундаменте сверлятся отверстия, в которые вставляются шпильки или металлическая арматура. После заливки бетона своими руками необходимо позаботиться, чтобы он заполнил пустоты и из него вышли пузырьки воздуха, из-за которых могут образоваться пустоты. Для этих целей отлично подойдет глубинный вибратор или отрезки арматуры, которыми необходимо методично прокалывать толщу раствора. Дополнительно можно по периметру фундамента для крыльца вставить арматуру, которая будет выступать над его уровнем. Это необходимо для перевязки со ступеньками. Набор прочности будет происходить в течение нескольких недель. На это время желательно накрыть основу гидроизоляционным материалом, как показано на фото, который будет препятствовать быстрому испарению влаги. Видео о том, как необходимо гнуть арматуру есть ниже.

Как соорудить опалубку

Опалубка в случае полукруглого крыльца имеет некоторые нюансы при сооружении. Будет мало просто сбить щиты, которые исключат вытекание раствора. Они должны быть требуемой формы под крыльцо. Для этих целей можно воспользоваться:

  • доской или фанерой;
  • оцинкованным металлом;
  • пластиковые листы.

При небольшом радиусе можно попробовать воспользоваться обычной доской с небольшой толщиной или фанерой. Предварительно элементы необходимо замочить в воде. Благодаря набору влаги они станут более эластичными. После этого доски изгибаются до требуемого диаметра и зажимаются в таком состоянии до высыхания. После высыхания они сохранят форму будущего крыльца. Но на проведение такой операции при возведении крыльца своими руками, необходимо затратить много сил. Поэтому проще будет воспользоваться оцинкованным металлом. Этот материал отлично гнется, поэтому ему будет несложно придать требуемую форму. Реже применяются пластиковые панели вагонки. Пластик может выдержать малый вес раствора, поэтому подойдет для крыльца небольших размеров.

Изготовить опалубку можно для всех ступеней сразу или постепенно сооружать для каждой ступеньки отдельно. В любом случае потребуется деревянный каркас, который будет удерживать листы. Их можно прикрутить к брускам обычными саморезами. Обязательной будет установка поперечных распорок, которые будут удерживать форму ступеней крыльца в требуемых пределах.

Процесс монтажа

Внутрь подготовленной опалубки для крыльца устанавливается металлическая обрешетка, как на фото. При этом пруты арматуры необходимо изогнуть по радиусу ступеней. Все сетки, которые будут уложены в ступеньки крыльца, также должны соединяться между собой. Это позволит в итоге образовать прочную монолитную конструкцию. Благодаря перевязке основания крыльца с фундаментом здания при усадке не будут появляться трещины. После укладки металлической решетки для крыльца можно приступить к заливке бетона. О его пропорциях было сказано выше. Лучше, если заливка будет происходить за один раз. Но иногда это представляется невозможным, поэтому приходится проводить процесс в несколько заходов. Именно для таких случаев и будет хороша перевязка всех элементов металлической основы.

Что делать с облицовкой

По истечении нескольких недель или месяца, когда крыльцо наберет полную прочность, необходимо приступать к его отделке своими руками. Бетон, безусловно, является прочным материалом, но он нуждается в дополнительной защите. Это связано с его пористой структурой. Из-за нее внутрь крыльца будет постоянно попадать влага, которая со временем разрушит металлическую арматуру, что приведет к скалыванию частей крыльца. Поэтому поры необходимо закрыть и крыльцо дольше сохранит свой вид. Это можно сделать своими руками, например, с помощью керамогранитной плитки. Она обладает высокой прочностью и устойчивостью к механическим воздействиям, поэтому постоянные нагрузки от стоп людей не приведут к ее износу. Благодаря минимальным порам такая плитка обеспечит отличную гидроизоляцию основе крыльца.

Читайте также:  Чем покрыть крыльцо из дерева

Еще одним прекрасным вариантом для облицовки крыльца будет клинкерная плитка. Пример видно на фото. Она изготавливается из особого вида глины методом спекания. При этом в ней практически отсутствуют поры, что также минимизирует количество влаги, которая может просочиться к основанию крыльца. Цветовая гамма такой плитки будет сочетаться с любым экстерьером дома. Нежелательно применять тротуарную плитку для отделки крыльца. Это действительно самый доступный вариант, но он обеспечит и минимальную защиту, т. к. такая плитка также отлично пропускает влагу. При укладке плитки своими руками необходимо посоветоваться с профессионалом своего дела, т. к. укладка на закругленную основу крыльца требует определенного мастерства.

Заключение

Сооружение полукруглого крыльца потребует значительных вложений средств и сил. Но результат будет долго радовать глаз. Над таким крыльцом можно соорудить навес из поликарбоната и металла. Можно сделать кованный козырек над крыльцом. Отличным решением будет сооружение такого навеса над крыльцом, который закроет ступеньки. Это предотвратит их замерзание зимой.

Как залить полукруглое крыльцо из бетона у входа в дом

Крыльцо для дома просто необходимо: оно обеспечивает удобный вход в здание и позволяет предотвратить засыпание двери снегом зимой. Чаще всего обычное домашнее крыльцо имеет 3-5 ступеней, но при большой высоте цокольной части дома возможны и другие варианты.

Обычно оно имеет квадратную или прямоугольную форму, но есть и более интересные решения, обладающие выгодными декоративными качествами. В их числе – круглое и полукруглое крыльцо, которые вполне можно возвести из бетона своими руками.

Особенности полукруглого крыльца и составление чертежа

Крыльцо полукругом своими руками возвести немного сложнее, чем обычный прямоугольный вариант, однако и оно будет вполне по силам домашнему мастеру. Самым популярным решением для него является бетон: это недорого, быстро, кроме того, его можно облицевать самыми разными материалами при последующей отделке, чтобы получить не только прочное, но и красивое решение.

От обычного крыльца полукруглый вариант отличается более сложной проектировкой: потребуются предварительные расчёты и составление чертежей, чтобы рассчитать объём бетона и размеры сооружения. Проектировка проводится следующим образом:

  • Для строительства полукруглого крыльца нужно, прежде всего, определить ширину площадки перед выходом из дома: она должна быть примерно на полметра шире входной двери, тогда два человека смогут спокойно разойтись на ступеньках. Эта величина будет диаметром крыльца, по которому рассчитываются следующие параметры.
  • Определяется средняя точка крыльца: обычно её отмечают посередине входной двери, хотя могут быть и другие решения. С помощью циркуля на чертежах вычерчивается полукруг от средней точки, его радиус – половина ширины площадки.
  • Таким же образом вычерчиваются полуокружности ступеней: при расчёте нужно учитывать, что ширина проступей составляет 26-30 см, чтобы на них можно было удобно наступать. Это величину прибавляют к первому радиусу, а затем – к радиусу второй ступени.

Прочие расчёты проводятся так же, как и при строительстве обычного квадратного крыльца: высота одной ступени составляет от 16 до 18 см, большая высота подступенков нежелательна. Которое крыльцо должно иметь наклон максимум в 40-45 градусов, лучше, если он будет меньше. В зависимости от общей высоты крыльца вычисляется количество ступеней, и можно приступать к разметке территории.

Залить полукруглое крыльцо своими руками можно без привлечения помощников и специальной техники. Потребуется материал для опалубки, арматурный каркас, бетонный раствор (для его приготовления желательно использовать бетономешалку) и в дальнейшем – материал для облицовки и установки перил.

Из чего можно сделать опалубку

Первый вопрос, который возникает при строительстве полукруглого крыльца – как построить опалубку, чтобы придать бетону закруглённую форму? Можно использовать несколько вариантов:

  • Если радиус закругления небольшой, а само сооружение имеет большую площадь, можно подготовить гнутые элементы для опалубки из досок или фанеры. Их необходимо хорошо намочить, а потом согнуть до нужного радиуса кривизны, после этого материал следует высушить. Способ достаточно трудоёмкий, поэтому используется он редко.
  • Более простое решение – куски листового оцинкованного металла. Они обладают достаточной гибкостью, чтобы придать им нужную форму, и при этом будут достаточно прочными, чтобы выдерживать вес бетонного раствора, удерживая его в сооружении нужной формы. Такую опалубку можно устанавливать послойно на ступени снизу вверх при заливке.
  • Иногда используется широкая пластиковая вагонка: это тоже достаточно гибкий материал, способный выдержать искривление до нужного радиуса. Но стоит такая опалубка дорого, поэтому её разумно использовать, если после ремонтных работ остались остатки стройматериалов.
  • Подготовка участка и заливка фундамента

    Как залить полукруглое крыльцо? Первый этап – расчистка участка и разметка территории. С неё нужно убрать строительный мусор и ветки, площадку под крыльцо желательно предварительно выровнять.

    После этого можно переходить к разметке: как известно из курса геометрии, радиус окружности будет одинаковым в любой точке. От центра окружности (середины двери) необходимо отложить расстояние, равное радиусу нижней ступени по чертежу. Сделать это надо в правую и в левую сторону, а также по окружности, чтобы получился ровный полукруг.

    Бетонное крыльцо нуждается в мощном основании, так как оно само по себе имеет большой вес. По контуру крыльца следует выкопать котлован глубиной 70 см, на дно насыпается толстый слой песка, который нужно пролить водой и утрамбовать. В котлован укладывается арматура, соединенная металлической проволокой, и по его краям устанавливается опалубка.

    Фундамент крыльца должен быть соединен с фундаментом самого здания. Для этого в бетонной ленте сверлятся отверстия, в которые вставляется арматура каркаса новой пристройки. Заливается бетонный раствор, его нужно аккуратно разровнять. В результате обеспечивается прочное соединение строений, и при осадке крыльца оно не даст трещины.

    Бетонный слой оставляется до полного высыхания, на это обычно уходит несколько дней. Когда он наберёт достаточную прочность, его закрывают гидроизоляционным слоем: для этой цели можно использовать рубероид. Основание для крыльца готово, и можно переходить к заливке ступеней.

    Строительство полукруглого крыльца

    Как сделать полукруглое крыльцо из бетона? Самый распространённый метод – послойная установка опалубки и заливка ступеней одна на другой. Работы по строительству проводятся в несколько этапов:

    1. По отмеченному контуру устанавливается изогнутая опалубка, высота которой равна высоте ступени. Её нужно закрепить распорками из дерева: она должна стоять максимально прочно, чтобы выдержать вес раствора по всему контуру.
    2. В опалубку укладывается каркас, связанный из арматуры. Это несколько рядов металлической сетки, соединённой с вертикальными элементами.
    3. Каркас заливается бетоном, и нужно постараться, чтобы в монолитной конструкции не было пустот. Для этого раствор протыкают палкой в нескольких местах, чтобы удалить возможные полости.
    4. Раствору необходимо дать высохнуть и набрать прочность, после этого устанавливается новый ряд опалубки и операция повторяется. В результате снизу вверх возводятся все ступени, и вся конструкция наберёт прочность. Бетонное крыльцо способно выдерживать очень большой вес, и оно прослужит не одно десятилетие.

    Для чего нужна облицовка крыльца

    Хотя бетон – прочный и долговечный материал, он нуждается в обязательной защите от внешних воздействий. Он плохо переносит повышенную важность, а также резкие температурные колебания, но если установить прочную облицовку, он сможет прослужить намного дольше. Есть несколько вариантов, которые помогут оригинально украсить полукруглое крыльцо:

    • Керамогранитная плитка. Хотя она изготавливается из глины, по прочности она напоминает гранит, за что она и получила такое название. Плиточная облицовка чаще используется не в жилых домах, а в офисных и общественных зданиях. Желательно выбирать плитку с шершавой рельефной поверхностью, иначе она может оказаться слишком скользкой зимой, и её придётся закрывать ковриками.
    • Клинкерная плитка. Это глина, обожжённая при очень высокой температуре, что позволяет ей набрать максимальную прочность. От керамогранита она отличается отсутствием разнообразных минеральных добавок – это самый экологичный материал. Можно приобрести плитку различной формы и расцветки, что позволит выложить интересную полукруглую мозаику.
    • Тротуарная плитка. Это дешёвый вариант, такая плитка изготавливается из бетонного раствора. Она стоит недорого, но не отличается особой прочностью: через несколько лет потребуется восстанавливать облицовку. Она может иметь различный цвет и форму, эксперименты с укладкой позволят создать интересный результат.

    Несколько полезных советов по строительству

    Зная, как построить полукруглое крыльцо к дому, можно реализовать очень интересные проекты: такие сооружения красиво смотрятся, если подобрать нестандартный вариант облицовки и украсить крыльцо сложным интересным узором. Рекомендуется обратить внимание ещё на несколько моментов.

    При укладке арматурной сетки она будет выходить за границы опалубки, так как крыльцо имеет полукруглую форму. В этом случае её приходится обрезать после заливки: тогда ступени будут и прочными и ровными. Для этой работы можно использовать болгарку.

    Второй ряд можно заливать только после полного высыхания первого: обычно на это требуется не меньше 4-5 дней – за это время бетон набирает оптимальную прочность. Крыльцом можно пользоваться только после заливки всего сооружения и окончательного высыхания бетона.

    На массивной конструкции верхний слой необходимо в первый день поливать водой, чтобы она высыхала равномерно. Если этого не сделать, на внешней поверхности появятся трещины.

    Крыльцо с закругленными ступенями. Опыт участника портала

    Крыльцо – это не только функциональная конструкция, упрощающая доступ в помещение, но и декоративный элемент, придающий законченность облику дома. Один из участников портала FORUMHOUSE решил «сыграть» на интересной форме ступеней, сделав их закругленными. Его опыт будет полезен многим домовладельцам, находящимся в процессе стройки или капитального ремонта.

    Этапы строительства

    Фундамент – мелкозаглубленная лента, утепленная, c утепленной же отмосткой. Увеличил зону утепления, все крыльцо будет стоять на ЭППС. Сверху крыша, крыльцо расположено в углублении. Форму выбрал угловую, справа – вход с парковки, она тоже под крышей.

    Подготовка – утепленный фундамент облицован в зоне крыльца плоским шифером, на листы нанесен контур конструкции с габаритами ступеней 16×28 см – это отступление от стандартов, но именно такие ступени вписываются в отведенное место. Типовые параметры ступеней и другую полезную информацию можно узнать в статье о наружных лестницах. После финишной отделки они станут по 30 см, что вполне удобно. Первая примерка по месту – блоками, чтобы удостовериться в правильности расчетов.

    Опорные стенки – сложены из перегородочных блоков, как и перегородка – «Чтобы было спокойнее, и форма проявилась». В качестве заполнения подлестничного пространства использована утрамбованная песочная отсыпка. Верхним слоем – смесь песка с цементом в пропорции 8/1 – можно было засыпать песок и без вяжущего, но такая верхушка гарантированно не «поплывет» при заливке.

    Армирование – вязка силового каркаса под крыльцо: сетка 150×180 мм из арматурного прута диаметром 8 мм, нижний прут диаметром 12 мм; и каркас получился жестче, и вязать к такому основанию проще. В качестве фиксаторов – специальные пластиковые подставки-держатели 30 мм высотой. Армирование ступеней топикстартер решил не делать – это лишние материальные затраты, неоправданные жесткой необходимостью.

    Изучал, как делают лестницы по грунту, да и “висячие” тоже, в 90 % случаев ступени не армируются. Значит и не надо, лишние затраты труда и материалов. Тем более – всего четыре ступени, лежит крыльцо на стабильном основании, нагрузки только сверху – поэтому армирование только нижнее, бетон заводской, качественный.

    Опалубка – основа из листов фанеры марки ФК, толщиной 6 мм, форма прямого участка усилена деревянным брусом, его же прикрутили для крепления перемычек. Длина гнутых элементов вычислялась, исходя их радиуса каждой ступени, фанера нарезалась на плоскости, а изгибалась уже непосредственно на каркасе. Распорные бруски закреплены к фанере кусками ОСП толщиной 12 мм, крайние прикручены прямо к стене. Жесткость опалубке обеспечивают упоры из толстой доски, зафиксированной вбитыми в грунт кольями.

    Заливка – готовый бетон, привезли в миксере, так как удачно подгадали к заливке въезда в гараж. С помощью рабочих (единственный этап с приглашением посторонних) опалубка заполнялась лопатами по направлению снизу-вверх. Поверхность заполненной формы выравнивалась мастерками.

    Доводка: после демонтажа опалубки (через три дня), пока бетон еще не застыл, спилена опорная стойка, произведена шлифовка неровностей. Наплывы «на ура» удалялись болгаркой, насадка – алмазная чашка.

    Черновой этап закончен, первая ступень специально высокая, после укладки тротуарной плитки получится нормальный шаг. Заливка крыльца и отделка разнесены по сезонам, это позволит зиме проявить все огрехи, если таковые имеют место быть.

    Отделка

    Пока работы во дворе были приостановлены, tima занялся подгоном облицовочной плитки под закругленные ступени – подборка оптимального рисунка и подрезка плитки под нужную форму. Как и планировалось, из-за размера ступени в 28 см, плитка размером 30×30 мм будет немного выступать.

    С началом строительного сезона крыльцо было облицовано согласно выбранной за зиму схеме, плюс обработка гидрофобизатором.

    Не все получилось, как хотел, но выглядит неплохо, посмотрим, как будет дальше. На данный момент крыльцу третий год, полет нормальный. Утепленное основание предотвращает пучение, так что думаю, все будет нормально и в будущем.

    Прежде чем воплощать у себя опыт tima, всем заинтересовавшимся модератор портала советует обратить внимание на стилистику дома. Если есть изогнутые формы – арочные проемы, закругленные окна и подобные, такие ступеньки поддержат вид. В противном случае, они могут получиться «ни к селу, ни к городу». Как бы то ни было, tima предложил интересный вариант крыльца, и его способ стоит взять на вооружение.

    На FORUMHOUSE в разделе лестничных конструкций собраны различные варианты, каждый сможет найти наиболее подходящий, да и ваш опыт будет многим интересен. Статья об уличных лестницах тоже содержит полезную информацию. В материале о шлифованном бетоне – оригинальный способ отделки. В видео – тонкости укладки плитки в открытых зонах.

    Как залить крыльцо из бетона полукругом: мастер класс и тематические фото

    Есть дом – обязано быть крыльцо. Это аксиома и пока люди не научились летать подобно птицам, в доказательствах она не нуждается. Но вот об архитектуре крылечка и наиболее подходящих для его изготовления материалах к единому мнению специалисты не пришли и сегодня.

    А потому в этом обзоре мы сначала посмотрим, какие здесь вообще возможны варианты, а потом пройдемся подробно по одной, заслуживающей на наш взгляд внимания, идее. И даже покажем, как построить полукруглое крыльцо своими руками.

    Итак, Википедия утверждает, что крыльцо – это наружная пристройка, имеющая навес и ступени. Служит для защиты зоны входной двери от непогоды и попутно выполняет декоративные функции.

    И вот, для нас сейчас важен именно этот, последний пункт. Ведь по сути, если не думать о красоте, то становится непонятным, зачем эти круглые ступени вообще нужны?

    Они сложнее как в изготовлении, так и эксплуатации и гораздо травмоопаснее своих прямоугольных коллег. Кроме того, форма накладывает некоторые ограничения и на перечень конструкционных и отделочных материалов. Словом, ради понравившегося дизайна придется изрядно пострадать.

    Но будем последовательными и вкратце пробежимся по всему спектру возможных вариантов, останавливаясь только на тех продуктах, что позволяют изготовить лестницу в виде полукруга.

    • 1 Деревянные крылечки
    • 2 Металлическое крыльцо
    • 3 Каменное крыльцо
    • 4 Круглое крыльцо и его недостатки
    • 5 Как сделать полукруглое крыльцо из бетона
    • 6 Укладка плитки на круглое крыльцо

    Деревянные крылечки

    Дерево традиционно считается универсальным строительным материалом и, конечно же, оно применяется при постройке крыльца. При этом может там выполнять как конструкционную, так и отделочную функцию.

    В первом варианте брус и доски используются для создания несущего каркаса. Во втором – для обшивки уже готовых металлических и каменных оснований. Но и в том и другом случае мастер получает возможность сработать не только прямоугольное, но и круглое крыльцо.



    Металлическое крыльцо

    Достойным аналогом дерева является железо. Для его обработки, правда, рубанка и топора будет мало, но ручной электроинструмент давно перестал быть дефицитом. Инверторный сварочный аппарат или болгарка наверняка есть в мастерской каждого уважающего себя дачника.

    И даже если все это придется покупать с нуля, оно того стоит. Ведь сталь обладает на порядок большей прочностью и конструкционной гибкостью, нежели дерево, а потому из нее также реально изготовить для частного дома симпатичное, полукруглое крылечко или хотя бы его каркас.



    Каменное крыльцо

    И наконец, третьим по распространению строительным продуктом в области крыльцестроения является камень. Притом как природный, так и искусственный. Бут, бетон, мрамор и керамогранит – все эти материалы объединяет завидная прочность, износостойкость и изрядный вес.

    Читайте также:  Пандус для инвалидов: технические характеристики

    А еще для работы с ними понадобятся клея и растворы. То есть в обязательном порядке будет присутствовать вода, что в свою очередь потребует некоторого времени на ее испарение. Возможно, именно поэтому нетерпеливые дачники предпочитают более быстрые технологии.



    Но это если имеется в виду обычная открытая веранда. Если же рассматривать именно выложенное из камня крыльцо полукругом, то на долю таких придется около 90% от всех фигурных ступеней. Вспомните, как часто вы встречали овальное крыльцо из дерева или металла?

    Зато обложенные плиткой радиальные лестницы наверняка украшают знакомый вам магазин, парикмахерскую или крыльцо массажного салона. Вот и в этой статье мы будем рассматривать именно такие, полукруглые ступени. Для частного дома отлитый из бетона и облицованный плиткой порожек послужит прекрасным украшением.

    Круглое крыльцо и его недостатки

    И все же перед тем как вы начнете своими руками колотить песок с цементом и вязать арматуру, хотелось бы напомнить о том, что круглое крыльцо, тем более отлитое из бетона не лишено недостатков.

    1. Травмоопасность. Круг у нас ассоциируется со свободой и отсутствием границ. Но там, где их нет, не существует и ориентиров, а потому с полукруглых ступеней легко упасть не только зимой, но и в темное время года, особенно когда «клиент» подшофе.
    2. Перерасход материала. Плитка, доски, панели – большинство традиционных строительных материалов имеют прямоугольную форму и при постройке из них плавных линий неизбежно останутся невостребованные обрезки.
    3. Ограничение по технологиям. К примеру, алюминиевые антискользящие полосы вы не используете на овальных ступенях, как и абразивные ленты. Точнее, приклеить их там, конечно, можно, но смотреться они будут ужасно.
    4. Повышенные требования к профессионализму мастера. Не каждый плиточник возьмётся облицовывать полукруглую лестницу. Точнее, не у любого для этого имеется необходимый опыт.

    Не испугались? Тогда переходим к пошаговой инструкции.

    Как сделать полукруглое крыльцо из бетона

    Начнем наш мастер-класс с того, что все бетонные крылечки должны проектироваться и отливаться еще вместе с фундаментом дома. Только такой подход к делу гарантирует отсутствие трещин между порожком и цоколем материнского здания. Но это в теории. На практике же, при постройке дома о навесе над входной дверью думают в последнюю очередь, и основание под полукруглые ступени приходится заливать отдельно.

    Для примера рассмотрим вот такую ситуацию.

    Имеется ровный фасад с высотой цоколя в 500 мм и чистую площадку перед ним с не пучинистым песчаным грунтом.

    Поскольку почва у нас не сильно боится мороза и не скапливает в себе влагу, предлагаем построить крыльцо на плавающем, плитном фундаменте, но перед этим рассчитаем площадь пятна застройки.

    • Итак, оптимальный подъем ступени составляет 15 см, так что при высоте цоколя 50 см их понадобится 3. Одна из которых будет заодно и палубой крыльца, а две другие добавят к его размерам по 300 мм каждая. Это раз.
    • Ширина дверного полотна входной двери составляет 0,9 м, а значит площадка, как минимум не может быть уже данного значения. Это два.
    • Входную дверь должен кто-то открывать, и при этом как-то с ней разминуться, а потому к изначальным 0,9 м нужно прибавить еще хотя бы 30 см. Это три.

    Как результат мы имеем пятно застройки в виде полукруга с радиусом в 1700 мм. 900 мм на раскрытия двери + 300 мм – пространство для маневра + 600 мм на две ступени.

    Чтобы отметить нужный контур на местности вбейте кусок арматуры под стеной напротив центра дверного проема и привяжите к нему нужной длины шнуровку. Это и будет ваш циркуль. Затем уберите внутри пятна застройки плодоносный слой грунта, а если он минимален, то все равно углубитесь на 40-50 см. При этом тщательно выровняйте стенки котлована по вертикали, а его дно уплотните трамбовкой.

    Забейте по периметру выборки частокол из метровой арматуры, добиваясь, чтобы над котлованом возвышались фрагменты около 15 см длиной, но не более этого значения. Попутно этой же арматурой необходимо прижать к стенкам выборки полоску рубероида, которая послужит для фундамента гидроизоляцией.

    Свяжите внутри котлована из арматуры сетку с ячейкой в 400×400 мм, да так, чтобы ее торцы спрятать в фундаменте дома(придется поработать перфоратором), привязывая таким образом крыльцо к основной постройке. Высота подъёма сетки 70 мм.

    Прикрутите к металлическим столбикам пятнадцатисантиметровую полоску OSB, образуя опалубку для первой ступени, и установите внутри ее контура верхнее армирование. Высота заложения последнего должна быть на 30-40 см ниже бортика опалубки. Как и в первом случае, торцы арматуры утапливаем в цоколь дома.

    Еще раз вернитесь к опалубке. Немного приподнимите ее торцы таким образом, чтобы по направлению от дома образовался слив с углом в 1-2градуса, но при этом верхние грани OSB находились в одной плоскости. Если этого не сделать сейчас, то после изготовления порожка придется натирать маяки и организовывать этот самый уклон на каждой ступени отдельно.

    После этого залейте контур бетоном и стяните по опалубке, как по маякам стяжку.

    Подождите пару дней, пока ступенька немного высохнет, и расчертите на ней контуры следующего подъём. Потом насверлите по периметру разметки гнезда и соорудите еще один арматурный частокол высотой, как и раньше, в 150 мм. А потом обтяните вокруг него еще одну опалубку.


    Этот слой уже не нуждается в таком тщательном армировании. При желании там можно ограничиться одной проволочной сеткой.

    Наконец, технология изготовления третьей последней ступеньки полностью дублирует ниже рассмотренную. Тот же расчерченный мелом контур, тот же забор из кусочков арматуры, та же OSB опалубка.

    Кода крыльцо немного подсохнет, срежьте с него шпателем все наплывы, заделайте раствором раковины и вообще окультурьте «корявости». Плитку сегодня принято клеить на тонкослойный состав, а не укладывать как в советское время на песчано-цементный раствор, а потому все должно быть гладко и аккуратно.

    Укладка плитки на круглое крыльцо

    Теперь более подробно о самом процессе облицовки. Производить ее по сырому бетону нельзя. С потерей влаги даже искусственный камень дает усадку, а потому приклеенный раньше времени клинкер с него обязательно отвалится. А потому выждите после сооружение каменного основания дней десять, а в сырую погоду и все двадцать и хорошо обработайте его поверхность бетон-контактом.

    Поклейку же самой плитки следует начинать с нижнего подступенка, двигаясь от центра дуги к ее торцам. Просто нанесите гребёнкой на предварительно подрезанный фрагмент кафеля клей и прижмите его к плоскости так, чтобы он расположился к окружности по касательной. Теперь, если есть такая необходимость, добавьте клей по бокам плитки и уложите следующий рядом элемент.

    Помните, весь кафель необходимо ориентировать резом вниз.

    Теперь можно переходить к проступи первой ступени.

    Тут существует две принципиально различные технологии укладки кафеля. Первая предлагает не совмещать швы между горизонтально и вертикально уложенной плиткой. Вторая, наоборот, настаивает на этом моменте. Скажем, что второй способ более трудоемкий, но и дает визуально лучший результат. А потому отбейте от углов вертикально установленного кафеля радиально направленные линии и по ним обрежьте выбранную для укладки плитку. В идеале, вся она будет иметь один размер, на практике, так случается крайне редко.

    Этот кафель необходимо располагать резом к подступенку, оставляя между ними в 3-4 мм зазор.

    Следующий вертикальный ряд нужно подрезать не только по ширине, но и по длине. Размер этой плитки напрямую зависит от ширины тыльной грани кафеля ранее уложенного на ступень. А в остальном процесс ничем не будет отличаться от облицовки уже знакомого вам нижнего подступенка. Добавим только, что кафель следует выравнивать по верхней ступени, а между ним и нижней оставлять одинаковый, в 3-4 мм зазор.

    Не отличается оригинальностью и поклейка плитки на вторую ступень и третий подступенок. Как и прежде верхний ряд следует подрезать по предыдущему.

    Есть только некоторые отличия в облицовке самой площадки крыльца. Тут следует сначала сформировать полукруг ступени из клиновидно обрезанной плитки, а остальное пространство заложить правильными горизонтальными рядами. Визуально это будет смотреться вот таким образом.


    После хорошо вымойте порожек, уберите из швов излишки клея и заполните их водостойкой, морозостойкой затиркой. После чего можно повесить над крыльцом козырек и приглашать на смотрины гостей. Если все получилось как на картинке, вам правда есть чем похвастаться.

    Полукруглое крыльцо из бетона

    Крыльцо является неотъемлемой частью любого дома. Оно обеспечивает удобный вход в дом, может придать ему оригинальность и определённой стилистики, если будет облицовано соответствующим образом (см. фото). Обычно при обустройстве крыльца, его планируют залить в форме прямоугольника или квадрата, но можно сделать его и полукругом. Такую форму проще всего залить из бетона. Круглое крыльцо из бетона сложнее сделать своими руками, чем в виде прямоугольника, но это вполне реально.

    Составление проекта обустройства полукруглого крыльца из бетона

    Составить проект круглого крыльца своими руками непросто, понадобится немало предварительных расчетов. Проектирование происходит по следующим правилам:

    • Вначале определяется ширина площадки перед дверью в дом, она должна быть на 50 см шире, чем дверь, чтобы два человека могли разойтись на ступеньках. Данная величина будет диаметром крыльца, по которому будут посчитаны следующие размеры.
    • Находится средняя точка крыльца, обычно она расположена посреди двери, но бывают и другие варианты. Острый край циркуля ставят в среднюю точку и обводят полукруг от стены до стены (см. фото схемы). Радиус этого полукруга будет определять размер площадки перед дверью.
    • Аналогично чертят контуры полукругом для ступеней, учитывая, что ширина проступи должна быть от 26 до 30 см, чтобы на неё удобно было наступать. Эту величину прибавляют к первоначальному радиусу, а затем пошагово добавляют ширину каждой проступи.
    • Количество ступенек находят путем деления высоты лестницы (расстояния от земли до порога) на высоту одной ступеньки. Если результат получился дробный, нужно увеличить или уменьшить высоту ступеньки так, чтобы в итоге получилось целое количество ступенек. Лучше, чтобы их число было нечетным.
    • Остальные расчеты делают так же, как и при проектировании обычного прямоугольного бетонного крыльца: высота ступеньки должна быть от 16 до 18 см.; наклон крыльца не должен быть больше 45°, иначе оно будет неудобным и слишком крутым.

    Что понадобится для обустройства полукруглого крыльца

    Для строительства круглого крыльца своими руками понадобится:

    • цемент марки 400;
    • щебень мелкий или средний;
    • песок;
    • материал для отделки;
    • молоток, гвозди;
    • электропила;
    • перфоратор с насадками для бетона;
    • компактная бетономешалка.

    Для обустройства опалубки своими руками можно выбрать доски, фанеру, пластиковую вагонку или куски оцинкованного металла. Первый вариант подойдет, если крыльцо имеет солидные размеры, а его радиус закругления невелик. Доски или фанеру сперва мочат в воде, а затем сгибают до нужной кривизны полукругом, после чего высушивают. Однако данный метод слишком трудоёмок и редко используется.

    Проще взять куски оцинкованного металла, которые достаточно гибкие, чтобы принять форму полукругом. Они имеют хорошую прочность, чтобы выдержать бетонную массу.

    Для обустройства опалубки полукругом можно использовать пластиковую вагонку достаточной ширины. Это довольно прочный и гибкий материал, который удержит бетон. Но он имеет слишком высокую цену для того, чтобы покупать его специально для обустройства опалубки. Для этой цели используют лишь остатки вагонки после ремонта.

    Как залить фундамент

    Подготовительные работы включают обустройство площадки под будущее полукруглое крыльцо и её разметку. С участка тщательно убирается весь мусор. Рассчитывают точки, от которых должна начинаться новая ступень и заканчиваться предыдущая, в местах этих точек целесообразно вбить колышки. Чем больше будет колышков, тем точнее будет полукруглая форма. Между колышками натягивается верёвка. Круглое крыльцо из бетона нуждается в крепком основании. По контуру полукруглого крыльца копают котлован глубиной 70 см. Копать его удобнее по направлению от дальнего контура к стене. На дно котлована нужно насыпать песок либо щебень толстым слоем в 20 см, залить водой и утрамбовать. После, уложить на него арматурную сетку (см. фото). На краю фундамента обустраивают опалубку.

    При строительстве фундамента крыльца полукругом своими руками следует учитывать, что фундамент крыльца должен соединяться с фундаментом основного здания. Для этого в фундаменте дома сверлят отверстия, в которые, в свою очередь, вставляют арматурную проволоку. Но перед этим между фундаментами основного здания и пристройки обустраивают гидроизоляционный слой: накрывают листом рубероида и промазывают специальным водоотталкивающим раствором. Затем следует залить фундамент бетонной смесью. Данный комплекс работ обеспечит прочное крепление между домом и полукруглым крыльцом. При слабом бетонном креплении, особенно в зимнее время, оно может треснуть.

    Бетонный слой, сделанный своими руками, оставляют на просушке около шести дней. Когда он станет достаточно прочным, его накрывают гидроизоляционным материалом, например, рубероидом. Прочное основание для крыльца полукругом, сделанное своими руками, готово.

    Строительство опалубки своими руками и заливка ступеней

    Процесс обустройства опалубки для полукруглого крыльца из бетона проходит последовательно от нижней ступени к верхней. Рассмотрим этапы строительства:

    1. По отмеченному веревкой контуру делают обустройство гибкой опалубки полукругом, её ширина должна совпадать с высотой ступени. Она должна быть прочно закреплена деревянными распорками, чтобы при заливке выдержать массу бетона в любой точке (см. фото).
    2. В опалубку укладывают проволочный каркас из нескольких рядов связанной сетки и объединенной вертикальными соединениями.
    3. Затем каркас нужно залить бетоном и разровнять. Следите, чтобы не образовывались пустоты. Чтобы этого избежать, необходимо протыкать прутиком смесь в разных местах, тогда выйдет лишний воздух. Концы каркаса, торчащие из полукруглых ступеней, обрезают электропилой.
    4. Чтобы перейти к обустройству новой полукруглой ступени, нужно подождать, чтобы бетон просох и набрал хорошую прочность. Когда нижняя ступень крыльца полукругом высохнет, переходят к обустройству верхней ступени: аналогично устанавливают опалубку и заливают бетоном. Так поэтапно бетонируют все полукруглые ступени с площадкой (см. фото).

    Бетонное крыльцо полукругом высушивается ещё несколько недель, после чего опалубку аккуратно снимают, затем поверхность шлифуют, чтобы подготовить её для качественной облицовки (см. фото).

    Если этого не сделать, после высыхания на поверхности появятся трещинки.

    Облицовка круглого крыльца из бетона

    Сам по себе бетон имеет совсем непривлекательный вид, поэтому финишная отделка ему необходима, и здесь можно воплотить массу оригинальных идей. Облицовочное покрытие также отлично защищает бетонную основу полукруглого крыльца от воздействий окружающей среды. Для обустройства отделки своими руками используют разные материалы, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

    Можно выбрать для облицовки крыльца полукругом керамогранит, он делается из глины, но плитка из него после обжига становится по прочности близкой к граниту (см. фото). Керамогранитная плитка обладает высокой износостойкостью и большой цветовой гаммой. Нужно выбирать материал с шершавой поверхностью, чтобы она была нескользкой.

    Более дешёвый вид плитки — тротуарная, так как она изготавливается из бетонного раствора. Она имеет различную форму и цвет. Можно создать интересный вариант при соединении плиток разного цвета (см. фото). Однако она не слишком долговечна и через несколько лет придется её обновлять.

    Клинкерная плитка тоже отличный вариант обустройства облицовки круглого крыльца из бетона (см. фото ниже). Эту плитку делают из глины и обжигают при высокой температуре. Она имеет высокую прочность и является самой экологически чистой, так как в отличие от керамогранита, не имеет минеральных примесей. Такой материал также имеет богатую цветовую гамму и множество форм. Из неё можно своими руками выложить оригинальную цветную мозаику.

    Красиво получается, если облицевать полукруглое крыльцо натуральным камнем. Он долговечен и смотрится очень эффектно (см. фото). Единственный минус — высокая цена в сравнении с другими вариантами отделки.

    Для облицовки полукруглого крыльца из бетона плиткой, бетонную поверхность обрабатывают грунтовкой (например, водным раствором клея ПВА). Наносят её кистью и дают высохнуть около двадцати минут.

    Плитку наклеивают на тонкий слой специального клея для плитки, и начинают процесс отделки с верхней площадки полукруглого крыльца (см. фото). В местах закругления целая плитка зачастую не помещается, в этом случае её срезают болгаркой.

    После окончания облицовки крыльца из бетона полукругом, приступают к затиранию швов с помощью жидкого стекла или морозоустойчивых средств (см. фото). Затирку осуществляют специальным резиновым шпателем. После этого облицовку моют водой и протирают насухо тряпкой.

    Чтобы получить красивое полукруглое крыльцо из бетона достаточно проявить немного трудолюбия и фантазии. Делая его своими руками, вы не только существенно сэкономите деньги, но и сможете учесть различные нюансы обустройства, приобретете бесценный опыт, который пригодиться в будущем и вдохновит на строительство чего-нибудь нового.

    Ссылка на основную публикацию