Как сделать электрощиток в гараж своими руками

Электрощиток в гараж

Электрощит в гараже является необходимым элементом системы энергоснабжения. При его отсутствии или при неправильной сборке помещение не может быть введено в эксплуатацию. Поэтому желательно заблаговременно ознакомиться с особенностями устройства электрического щита, перечнем необходимого оборудования и нюансами его сборки.

Проводка в гараже: требования правил

Гараж является пожароопасным местом. Там хранится и сам автомобиль, и некоторый запас горюче-смазочных материалов. Поэтому в целях безопасности продуманности и качеству монтажа электропроводки стоит уделять максимум внимания.

Еще на этапы планирования необходимо придерживаться следующих правил:

  • кабели по стенам прокладываются исключительно вертикально или горизонтально. Повороты выполняются под углом 90 градусов;
  • в отапливаемых гаражах минимальное расстояние от провода до отопительных труб – 10 см (требования ПУЭ 2.1.57);
  • высота установки розеток – 60 см, выключателей – 1.5 м. При этом последние рекомендуется размещать на расстоянии 10-15 см от дверного косяка;
  • размещать розетки по всему периметру гаража не имеет смысла. Во-первых, при выполнении работ их легко повредить. Во-вторых, удобнее разместить группу розеток вблизи основного рабочего места и при необходимости пользоваться удлинителем. Дополнительные розетки могут понадобиться лишь рядом станками, если таковые имеются, а также в составе электрического щита;
  • в смотровой яме, где высока вероятность появления влаги, розетки и лампы на 220В размещать запрещено. В подобных условиях допускается установка розеток на 12В и ламп освещения того же напряжения. Блок питания на 12В удобно разместить в электрическом щите. Низковольтную магистраль для потребителей в яме удобно проложить в стяжке бетонного пола.

Проводку на розетки и освещение желательно оснастить независимыми автоматическими выключателями. В этом случае появится возможность ремонтировать розетки при свете.

Если планируется использование станков, то имеет смысл обратиться в местную энергосбытовую компанию по поводу возможности прокладки трехфазной линии электроснабжения. Это позволит при той же силе тока подключать нагрузку большей мощности.

Что из себя представляет электрощит для гаража

Щит электрический для гаража – это панель с размещенными на ней распределительными, контрольными и защитными приборами. Такой способ монтажа позволяет компактно разместить все устройства и удобно закрепить всю конструкцию на стене. Кроме того, специально подготовленная для стандартных креплений поверхность панели упрощает процесс монтажа и модификации щитка.

Существует два типа электрических щитов – открытые и закрытые.

    Открытые применяются в тех случаях, когда необходим регулярный доступ или существует возможность разместить панель в труднодоступном (в целях безопасности) месте. Открытые панели отличаются самой низкой стоимостью на рынке электроустановочных устройств. Нетребовательные к эстетике автолюбители вполне могут собрать открытый электрощит своими руками. Достаточно лишь вырезать из текстолита лист подходящих размеров и разместить на нем необходимый набор устройств. Для крепежа можно использовать обычные саморезы, однако модульные устройства гораздо аккуратнее выглядят на DIN-рейке.

Цены на щиты электрические настенные

Устройство гаражного щитка

В состав гаражного электрощита входят следующие приборы:

  • электрический счетчик. Он должен быть опломбирован представителем энергосбытовой компании с соответствующей отметкой в техническом паспорте;
  • общий автомат защиты от коротких замыканий. Этим же устройством удобно полностью обесточивать гараж;
  • УЗО. Данный прибор в случае появления утечки тока или при касании человеком оголенного провода;
  • однофазные автоматические выключатели для каждой из линий электропроводки (освещение, станки, розетки и т.п.).

Поскольку для освещения ямы потребуется источник питания низкого напряжения, то его будет удобно и безопасно разместить именно на электрическом щите. Там же нередко размещают зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.

Порядок подключения приборов

В первую очередь организуется ввод кабеля в гараж. Для этих целей принято использовать провода СИП. При проходе сквозь стену провода должны быть уложены внутри металлической трубы. Далее приступают к сборке собственно электрощита:

  1. Выбирается место размещения. Как правило, щитки вешают в непосредственной близости от ворот и точки ввода кабеля.
  2. После закрепления щита на стене устанавливается электросчетчик.
  3. Закрепляют общий автомат защиты от КЗ с максимальным током, равным току наиболее мощного из подключаемых потребителей.
  4. Устанавливается УЗО.
  5. Последовательно ставятся автоматы защиты на каждую линию электропроводки. Ток отсечки будет зависеть от расчетной нагрузки. Станкам необходимо 25А, электрическому ручному инструменту – 16А, на освещение можно установить автоматический выключатель на 6А.
  6. Производится соединение всех установленных приборов с помощью провода необходимого сечения. Сечение выбирается с учетом предполагаемой нагрузки. Если электричество необходимо лишь для освещения, то вполне можно обойтись проводом сечением 1.5 кв.мм. При более серьезных нагрузках (электроинструменты, станки, сварка и т.п.), то будет необходим провод сечением 2.5-4 кв.мм.

В промышленно изготовленных электрощитках для монтажа нередко имеются DIN-рейки. С их помощью приборы размещаются наиболее плотно и аккуратно.

Модульные электроустановочные изделия крепятся на DIN-рейке следующим образом:

  • верхним крепежом устройство подвешивается на рейке;
  • если необходимо, модуль сдвигается на свое место;
  • нижний фиксатор на устройстве оттягивается плоской отверткой и зацепляется за нижний бортик DIN-рейки.
  • нижний фиксатор возвращается на место, закрепляя всю конструкцию. Если фиксатор оснащен пружинкой, то эта операция происходит автоматически. В противном случае потребуется нажатие на этот фиксатор.

Чтобы полностью исключить вероятность соскальзывания приборов со своих мест, можно воспользоваться специальными фиксаторами или пассатижами подогнуть концы рейки.

Провода заземления закрепляются на специальной колодке. Крепеж производится винтами, фиксирующими провода в отверстиях колодки.

Если для коммутации применяется провода одного цвета, то желательно на концы каждого из них намотать слой цветной изоленты. Это избавит от путаницы с фазой и нолем.

Основные ошибки при подключении проводов к приборам

Примечание! Важным моментом является качество электрических соединений в щитке. Большинство возгораний происходит именно из-за плохого контакта между проводами и электроустановочными изделиями.

Поэтому важно знать наиболее распространенные ошибки, которые можно совершить при сборке электрощитка.

  1. Попадание изоляции под контакт. Оптимальная глубина зачистки провода составляет 1 см. Однако невнимательность или отсутствие знаний у монтажника может привести к тому, что глубина зачистки окажется недостаточной. При затягивании крепежного винта он упрется в изоляцию провода и раздавит ее. Площадь контакта винта и жилы провода окажется намного меньше расчетной. Если на такое соединение подать нагрузку, то произойдет нагрев в точке контакта.
  2. Подключение проводов разного сечения к одной клемме. Эта ошибка чревата тем, что жила меньшего сечения будет зафиксирована хуже, чем жила с большим сечением. Плохой механический контакт приводит к увеличению электрического сопротивления. Как результат – разогрев провода, оплавление его изоляции и расплавление корпуса модульного устройства.
  3. Неправильное формирование концов многожильного провода. Часто встречающийся выбор в пользу многожильного провода объясняется удобством работы с ним в ограниченном пространстве электрического щита. Гнется он легче, чем одножильный провод. Вместе с тем, многожильные провода требуют использования штыревых наконечников для опрессовки зачищенных концов. При попытке закрепить непрессованный многожильный провод в клемме тонкие жилы передавливаются и ломаются. Общее сечение провода уменьшается, что чревато нагревом и оплавлением и провода, и устройства. Также недопустимо пропаивать многожильные концы перед подключением к клемме. С течением времени припой будет менять форму, продавливаясь под зажимным винтом.
  4. Подключение фазы к нижней клемме автоматического выключателя. На работоспособность прибора переполюсовка влияния не оказывает и законодательно данный момент никак не урегулирован. Однако это может вызвать затруднения для электрика, не знающего об отступлении от общепринятых правил.

Видео – Ошибки при электромонтаже

Определить наличие перечисленных проблем можно по количеству ложных срабатываний защитных устройств. Если они срабатывают при одной работающей лампе накаливания, – это уже повод провести ревизию состояния клемм. Как минимум, следует подтянуть фиксирующие винты. Другим признаком является срабатывание защиты при увеличении нагрузки на сеть. Чем больший ток начинает протекать через автомат, тем больше нагреваются некачественные соединения на клеммах. В итоге срабатывает защита автоматического выключателя.

Совет! Упростить задачу и улучшить качество соединений поможет использование соединительных гребенок. С их помощью можно обеспечить подачу питания сразу на целую группу устройств с одинаковой схемой подключения. Например, на группу автоматических выключателей.

Конструктивно гребенка – это медная пластина (шина) с размещенными по одной стороне отводами. Отводы могут быть выполнены в двух формах: штыревые и вилочные. Особенность вилочных состоит в необходимости наличия специального зажима на подключаемом устройстве. Поэтому вилочные гребенки получили не столь широкое распространение.

Сечение отводов гребенки составляет 16 кв.мм. Это позволяет сохранять работоспособность проводника при силе тока до 63А.

Шаг отводов зависит от ширины устройств, которые будет соединять гребенка. Для одномодульных устройств применяются модели с шагом отводов в 17.5 мм. Для устройств в 1.5 модуля – 27 мм.

Число отводов на соединительных шинах может варьироваться от 12 до 60. Как правило, в условиях гаража такого количества потребителей не встречается. Поэтому гребенку следует обрезать до необходимой длины. Резку удобнее всего производить ножовкой по металлу. При этом длина пластикового кожуха гребенки должна быть на несколько миллиметров больше, чем длина медной шины. Это требуется для обеспечения электробезопасности. Но лучше всего воспользоваться специальными заглушками для торцов.

Кроме того, пилить следует еще до монтажа гребенки в щиток. Это избавит от металлических опилок, наличие которых в электрическом щите чревато коротким замыканием.

Устройство заземления

Заземление для гаража – крайне важный элемент электропроводки. Повышенная влажность и обилие металла делают небезопасной работу с электроинструментом, не имеющего подключения к заземлению.

Схема размещения электродов в грунте может быть любой. Это может быть треугольник, Т-образная схема и т.п. Т-образное размещение в условиях гаража применяется чаще всего. Два электрода можно вбить в дно смотровой ямы, а два других – в углы либо со стороны ворот, либо у задней стенки.

В качестве электродов можно использовать металлические уголки длиной 2-2.5 м. Сечение – от 50х50 мм. Как вариант, можно вбить металлическую трубу со стенками толщиной не менее 3.5 мм. Диаметр трубы должен быть не меньше 32 мм. Оптимальное расстояние между электродами – 1.2 м.

Для соединения электродов между собой и подключения к электрощиту применяют медный и алюминиевый провод. Для первого сечение должно быть не менее 6 кв.мм., Для второго – не менее 16 кв.мм.

Чтобы провод имел наиболее плотный контакт с контуром заземления, к уголкам можно приварить болт, либо воспользоваться накидной клеммой.

Обустройство электрического щитка в гараже – это не только необходимость следования нормам закона. Правильно собранный щиток это еще и собственная безопасность, и гарантия от пожара из-за проводки. Поэтому к проектированию электрощита и его монтажу желательно подойти со всей полнотой ответственности.

Цены на щиты распределительные

Видео – Сборка электрического щитка в гараже

Как сделать электрощиток в гараже своими руками

В гараже невозможно обойтись без электроэнергии, иначе это обыкновенный бокс для хранения автомобиля, инструментов и техники. На этапе строительства и проведения электроэнергии нужно позаботиться об обустройстве щитка для гаража. Его корпус дополнительно оснащен прибором для учета потребляемой электроэнергии. Приобрести в специализированных магазинах можно уже готовые конструкции, которые получили название – гаражный щиток электрический, или изготовить самостоятельно.

  1. Зачем устанавливать электрический щит в гараж
  2. Описание электрощита
  3. Какое устройство можно установить в гараж
  4. Схема подключения элементов управления внутри коробки
  5. Схема электрощитка в гараже

Зачем устанавливать электрический щит в гараж

Электрощиток для гаража

При монтаже и регистрации устройства гараж становится помещением, которое необходимо полноценно обустроить, чтобы оптимизировать его функциональные возможности. При выборе оборудования заранее должна продумываться и планировка, площадь помещения. Обусловлено это тем, что именно эти факторы определяют объемы потребляемой электроэнергии. Для максимального комфорта помещение делят на несколько зон:

  • Основная часть, предназначенная для хранения автомобиля.
  • Дополнительная зона, предназначенная для хранения инструментов, а также размещения рабочей зоны и ремонтной ямы.

Многие автовладельцы сами проводят шиномонтаж и прочий ремонт, следовательно, освещение в помещении требуется полноценное. Для осуществления большого количества работ, требуется установка качественного щита.

Описание электрощита

Устройство защитного отключения

Устройство представляет собой удобную и функциональную панель, внутри которой находится специальное электрическое оборудование. Благодаря его работе осуществляется прием и распределение тока. Производят оборудование из материалов, устойчивых к механическим и термическим воздействиям. Электрощиток оснащен дверцей, которую необходимо всегда запирать. При выходе из гаража устройство можно с легкостью обесточить. Также в состав прибора входят такие детали:

  • Электрический сертифицированный счетчик, на котором зафиксированы результаты проверки в организации Энергосбыта.
  • Монтажный ящик и коммутационная панель, а также металлические крепежные планки, расположенные в несколько рядов.
  • Прибор УЗО, выполняющий защитную функцию. Оберегает человека и технику от утечки и стока токов по мостикам с хорошей проводимостью.
  • Однофазные пакетники, способные автоматически разорвать цепь при выявлении КЗ.

Речь идет об электрическом устройстве, которое питает напряжение в 220 Вт. Подвод и обустройство трехфазной цепи должно осуществляться только сотрудниками РЭС, по предварительно согласованному проекту.

Напряжение питания светильников в смотровых ямах и подвальных помещениях не должно превышать 26 В.

Какое устройство можно установить в гараж

Металлический учетно-распределительный навесной щит

Электрические щитки изготавливают из пластмассы и металла. Можно монтировать пластмассовый корпус, но учитывая количество металлических предметов в гараже, лучше отдать предпочтение боксу из металла, это будет более безопасно. Также стоит упомянуть о повышенной сопротивляемости механическим повреждениям.

Читайте также:  Как поменять лампочку в точечном, потолочном светильнике, если она лопнула

Если гараж не отапливаемый, в воздухе периодически скапливается высокая концентрация влаги, что способствует образованию на корпусе из металла коррозии. Чтобы предотвратить развитие этого неприятного явления, климатическое исполнение щитка должно быть дополнительно оснащено УЗ. Эти устройства специально предназначены для неотапливаемых помещений и работают в диапазоне температур от -40 до +40 градусов.

Дополнительно корпус должен оснащаться запорным устройством, к болту которого подключается заземляющая деталь.

Главным образом электрощиток необходим для размещения в нем приборов защиты и электросчетчика. Прежде чем приобрести определенную прибор учета потребляемой электроэнергии, нужно у консультанта поинтересоваться, какая из представленных моделей будет исправно работать в гаражных условиях.

Самое распространенное оборудование – однофазное электромеханическое с максимальным током 50 А. Электросчетчик должен быть проверен сотрудниками РЭС и опломбирован.

Достаточно часто владельцы гаражей при проведении электроэнергии не используют магазинный ящик для хранения в нем всех приборов управления. Чтобы сэкономить деньги, они делают электрощиток в гараже своими руками из текстолита или гетинакса. На них размещают однофазные пакетники и вешают прибор учета электроэнергии. Пакетники должны быть помещены в черные эбонитовые корпуса.

Особых достоинств самодельное устройство не имеет, поэтому рекомендуется все-таки приобрести современный электрический прибор.

Схема подключения элементов управления внутри коробки

Устройство электрического щитка

Алгоритм подключения электроприборов внутри щитка:

  1. От столба проводится линия с тремя жилами, заводится по специальному каналу внутрь электрического щитка. В качестве каналов, по которым будут проводиться электрические кабели, можно использовать трубы из стали или металлопластика. Во избежание неприятных ситуаций ввод в короб рекомендуется делать через заднюю стенку щитка.
  2. На монтажные планки во внутренней части прибора последовательно подключаются блок защиты УЗО, автомат отключения КЗ и электросчетчик. Далее важно правильно монтировать подрозетники, систему вентиляции подвального помещения, трансформатор питания светильников и осветительные приборы.
  3. Все приборы один за другим соединяются в одну цепь при помощи коммутационных колодок, после подключаются к силовым проводам и осветительной проводке, блоку розеток с максимально допустимым током потребления не более 25 А.

Специалисты рекомендуют зачищенные отрезки проводки промаркировать цветной изолентой. Это позволит в будущем точно знать, где «фаза-земля», и упростит подсоединение к колодкам.

Большое значение в монтаже электрощитка играет полноценный контур заземления проводки. Электрики заявляют, что не стоит надеяться на нейтраль и заземление ее линий напряжения. При замыкании на линии может наблюдаться большой скачок напряжения, что приведет к сгоранию подключенных электрических приборов.

Схема электрощитка в гараже

Схема однофазной проводки гаража на 220 вольт

Во время построения электрической сети важно учитывать, что каждый потребитель подключается отдельно через аппарат защиты. Щиток должен быть оснащен автоматическими выключателями. Помимо распределительных автоматов, устанавливают вводные. Выбор зависит от типа сети, от которой происходит электрическое питание.

Если проводка к гаражу прокладывается от однофазной сети, вводный автомат должен быть на 220 В. Если речь идет о трехфазной сети, предпочтительнее устанавливать автомат на 380 В.

Побирается тип сети в зависимости от потребностей владельца помещения. Если часто используется сварочный аппарат, нужно подводить трехфазную сеть.

Выбор автоматических предохранителей осуществляется в соответствии с типом потребления. Учитываются также технические характеристики оборудования. К приборам часто прилагаются паспорта, где имеется информация о номинальном напряжении и силе тока.

В гараже рекомендуется монтировать не только традиционные розетки бытового назначения, но и дифференциальные автоматы. Другие потребители могут подключиться через обыкновенные предохранители. Например, если приемники принадлежат одной категории, подсоединить их можно к общему автомату.

В гараже самым энергопотребляемым прибором является сварочный аппарат. Поэтому в случае регулярного его использования, важно предусмотреть необходимость запаса мощности.

Опытные электрики при проведении работ всегда ориентируются на полученные результаты расчетов. Обязательно учитываются паспортные характеристики электрических приборов. Помимо этого, для резерва устанавливается минимум один автомат с допустимой силой тока 16 А. Для учета потребляемого количества электроэнергии в щиток устанавливается электросчетчик.

Для заземления изготавливают систему из прутиков диаметром приблизительно 1,5 см. Они должны быть соединены друг с другом стальной полосой.

Как правильно собрать в гараже электрощиток своими руками, схема подключения и требования безопасности

Любое гаражное помещение должно оснащаться электрической энергией. Именно поэтому приходится своими руками в гараже устанавливать электрощиток и подключать к нему проводку. Однако перед монтажом такого прибора надо разобраться с главными особенностями его установки.

Для чего необходим электрощиток и что надо предусмотреть

Прежде чем оснащать помещение электричеством, придется определить, для чего их устанавливают. Выделяют несколько разновидностей приборов, которые имеют разное предназначение. К ним относят:

  • Устройства вводно-распределительного типа. Такие модели устанавливаются, если надо принять электрическую энергию от сети или трансформатора. Оборудование оснащено приборами, которые отвечают за подсчет расходованного электричества, и дополнительными защитными панелями.
  • Распределительный щиток. По своим функциональным возможностям устройство напоминает предыдущую модель. Однако оно более функциональное, так как в нем устанавливаются элементы учета израсходованной энергии и приборы для контролирования работоспособности щитка.
  • Щит резервного типа. В приборе имеются специальные компоненты, которые при серьезных авариях на линии переключаются на резервные источники электроэнергии.
  • Обогревательный. Используют для подключения оборудования, которое отвечает за обогрев и освещение помещения.

Что собой представляет электрощиток

Распределительный электрощит — небольшая панель, которая используется для установки оборудования, отвечающего за оснащение помещения электричеством. Многие считают такие устройства очень удобными, так как в них можно установить все необходимые рубильники и электротехнические механизмы. Это упрощает отключение гаражного помещения от электричества, так как для этого достаточно воспользоваться несколькими рычажками.

При изготовлении щитов пользуются легкими материалами, которые упрощают их установку в гараже. Большинство моделей оснащается специальными защитными дверцами, которые замыкаются на ключ. Они помогают предотвратить случайный контакт с оборудованием, находящимся внутри. Некоторые современные модели имеют дверцы, которые закрываются герметично. Это защитит распределительный щит от осадков, если он установлен снаружи гаража.

Основное освещение помещения гаража

Часто распределительные щиты устанавливают в гаражах для организации освещения. Сделать это несложно, и поэтому каждый автовладелец сможет выполнить такую работу самостоятельно. Однако перед этим лучше ознакомиться с основными рекомендациями, которые помогут правильно организовать освещение.

Выделяют несколько особенностей обустройства гаражного освещения, с которыми должен ознакомиться каждый:

  • чтобы система освещения была качественной, в помещении устанавливают не меньше четырех источников света;
  • лампы устанавливаются попарно — слева и справа от места, где будет стоять автомобиль;
  • чтобы свет внутри был ярче, дополнительно устанавливают лампочки в передней и задней части гаража;
  • распределительный щиток с электрическим оборудованием устанавливают по центру одной из боковых стен, чтобы было проще прокладывать проводку;
  • если в гараже регулярно пользуются сварочными аппаратами или другими похожими устройствами, придется устанавливать щитки, которые выдержат нагрузку в 50 А;
  • при работе лучше пользоваться кабелем, оснащенным медной жилой, так как она защищена от возгорания и отвечает всем требованиям безопасности.

Зарядные устройства

Опытные автомобилисты рекомендуют устанавливать модели щитов, к которым можно подключать зарядное устройство для подзарядки автомобильного аккумулятора. К особенностям таких распределительных щитков относят следующее:

  • Они должны быть силового типа, так как такое оборудование может правильно работать с зарядными приборами.
  • Необходимо выбирать щиты, работающие с нагрузкой 2 А. Этого достаточно, чтобы обеспечить стабильное напряжение в 220-250 В.
  • При установке электрического щита и распределении по помещению проводки придется следить за тем, чтобы не было скрутки. Специалисты советуют пользоваться клемниками, которые не только предотвратят появление скруток в проводке, но и сделают контактные соединения более надежными.

Среди преимуществ трансформаторов, которые могут работать с зарядками, выделяют:

  • Возможность использования гальванического типа развязки. Это позволяет разделить напряжение в сети на вторичное и первичное.
  • Увеличение выходной мощности при серьезных нагрузках. При подключении зарядных приборов трансформатор увеличивает мощность.

Техника безопасности перед началом работ

Прежде чем приступить к установке электрощита, надо ознакомиться с техникой безопасности, которая в разы снизит риск травмирования электротоком. При работе с электрической сетью придерживаются следующих правил:

  • Обязательная проверка электрощитка на наличие повреждений и других дефектов. Все электроприборы разрабатываются с учетом того, что они будут осторожно использоваться. Поэтому перед применением проверяют целостность изоляционных элементов и корпуса. Щитом с дефектами пользоваться нельзя, так как он может быть очень опасным.
  • Очистка помещения от емкостей с водой. Электрическое оборудование не должно находиться рядом с жидкостью, так как она хорошо проводит ток. Также нельзя работать с приборами мокрыми руками.
  • Ознакомление с инструкцией. Перед работой с любым электроприбором надо ознакомиться с его инструкцией, в которой описаны основные особенности его использования.
  • Нельзя одновременно прикасаться к отопительным батареям и электрическим щиткам.
  • Специалисты не советуют перегружать электрощиток и подключать к нему много устройств, так как это приведет к перегрузке сети и ее замыканию.

Монтаж

Монтаж электрического щита требует определенных навыков и поэтому надо заранее ознакомиться, как его устанавливать. Это поможет правильно выполнить монтажные работы. Установка оборудования осуществляется в три последовательных этапа:

  • Крепление корпуса. Выбор способа установки зависит от типа проводки в гаражном помещении. Если она открытая, придется пользоваться навесным методом, при котором щит прикрепляют к стене шурупами на высоте 80-90 сантиметров. Если проводка скрыта, в стене делается специальная полость, в которую помещают щиток.
  • Подсоединение счетчика. После установки корпуса щитка приступают к подключению счетчика. Большинство сетевых компаний настаивают на том, чтобы устройство подсоединяли к сети напрямую. Это предотвратит воровство электричества. Подключить счетчик можно самостоятельно или же воспользоваться услугами специалистов.
  • Установка автоматов. Их подключают к щитку, чтобы можно было самостоятельно отсоединять отдельные электрические линии.

Выбор оборудования для прибора

Некоторые специалисты рекомендуют перед установкой прибора ознакомиться с перечнем оборудования, которое может к нему подключаться. Щит отвечает за работу следующего оборудования:

  • Лампы. Это основной источник света, без которого невозможно работать в гараже.
  • Система вентиляции. Некоторые вентиляционные системы оснащены автоматикой, которая работает на электричестве.
  • Электрические инструменты. Часто автомобилисты пользуются сварочными аппаратами и зарядными устройствами, которые не смогут работать без электрощита.
  • Сигнализационная система. Многие устанавливают в гаражах сигнализацию, которая защищает транспортное средство от злоумышленников. Чтобы сигнализационные системы работали, придется подключать их к щиткам.
  • Бытовые приборы. Иногда в гаражах устанавливают бытовые электроприборы, которые также нуждаются в электроэнергии, без которой они не смогут функционировать.

Схема подключений внутри щитка

Чтобы правильно соединить все компоненты, расположенные внутри, придется ознакомиться со схемой подключения. При составлении схематического плана подключения придется учесть то, что все будет соединяться через защитные аппараты.

В качестве защитных элементов используют авто-выключатели, которые будут отключать электричество при перегрузке сети.

Также разрабатывая схему, определяют тип используемого вводного автомата. Выбор зависит от того, какой будет главная питающая сеть. При однофазном напряжении устанавливается автомат на 220 В, а при трехфазном — на 380 В. Если в гаражном помещении будут часто пользоваться сваркой, лучше проводить трехфазную сеть.

Помимо этого, на схематическом плане отображают место размещения розеток и осветительных приборов. Они должны подключаться через общий автомат. В обычных гаражах розетки подсоединяются через предохранители на 15 А.

Сборка

Если человек планирует самостоятельно собрать электрощиток и установить его в гараже, придется разобраться с основными нюансами выполнения такой работы. При подсоединении элементов щита придерживаются следующих рекомендаций:

  • Подключение основного кабеля с тремя жилами. Его заводят внутрь гаража от главной линии столба, расположенного неподалеку. Этот провод должен надежно защищаться от осадков и поэтому его проводят внутри стальной или металлопластиковой трубы. Специалисты советуют проводить его через заднюю стену щита.
  • Соединения блока УЗО. Этот компонент отвечает за защиту оборудования от перегрузки и коротких замыканий. Для его работы придется подключить пакетники, обеспечивающие работу осветительных приборов и розеток.
  • Установка соединительных колодок. Такие коммутационные компоненты соединяют силовые провода с проводкой освещения и розетками, которые потребляют около 12-15А.

Заключение

Гаражные помещения должны оснащаться электричеством, без которого не смогут работать электроприборы. Для этого используют специальные электрические щитки, к которым подключается проводка. Чтобы правильно установить электрощит в гараже, надо ознакомиться с разновидностями такого оборудования и правилами их монтажа.

Как сделать электрощиток в гараже

Электричество, как и многие другие составляющие современной жизни, давно стали частью гаража. Электрощиток в гараже дает возможность создать безопасную систему электрораспределения по всему помещению.

Он позволяет установить розетки и систему вентиляции, а также обеспечивает максимальный комфорт при пользовании электроприборами во время ремонтных работ в гараже. Далее рассмотрим нюансы выбора системы распределения электричества и процесса ее установки.

  1. Что представляет собой электрощиток в гараже и что в нем необходимо предусмотреть
  2. Правильный выбор оборудования и инструмента
  3. Проектирование рабочей схемы электрощитка
  4. Особенности сборки электрического щитка
  5. Оборудование для сборки щитка
  6. Порядок сборки и монтаж
  7. Итог

Что представляет собой электрощиток в гараже и что в нем необходимо предусмотреть

Электрощиток для гаража — это панель, на которую монтируются приборы для обеспечения приема и распределения тока в сети. Имея щиток в гараже можно на время долгого отсутствия отключить электроэнергию, минимизируя шанс возникновения короткого замыкания и самовозгорания.

Функциональные возможности устройства включают в себя:

  • обеспечение всей электросети;
  • подсчет количества потребляемой энергии;
  • возможность контроля подачи энергии;
  • защита от перегрузок и сбоев системы энергоснабжения.
Читайте также:  Как выбрать светодиодную ленту: мощные, тонкие, качественные, какие лучше

Для обеспечения нормального функционирования системы необходимо заранее определить объемы затрачиваемой электроэнергии в гараже.

Правильный выбор оборудования и инструмента

При выборе электрощитка в гараж, следует обратить внимание на несколько факторов:

  1. Место расположения устройства.
    Если оно будет на улице следует выбирать влагоустойчивые модели.
  2. Материал блока – пластик или металл.
    Щиток, расположенный на улице, лучше выбирать железный, так как он более устойчив к повреждениям.
  3. Дизайн дверцы —прозрачная или металлическая.
    Зависит от условий содержания электрощитка.
  4. Способ установки — конструкция будет встраиваемая или навесная.
    В зависимости от состояния стены гаража и веса щитка.
  5. Сколько модулей необходимо.
    Их рекомендуется устанавливать в запасе, чтобы всегда можно было подключить дополнительные элементы. Например, в случае с трехфазным УЗО понадобится 4 модуля.
  6. Нужно ли оснащать гаражный щиток зарядным устройством.

Существует огромный выбор электрощитков для гаражей, жилых помещений и улицы, а потому выбрать подходящий не составит труда.

Проектирование рабочей схемы электрощитка

Монтаж электрического щита в гараже основывается на изучении схемы помещения.

Получают ее двумя способами:

  1. Начерчивают ее самостоятельно в программах (AutoCAD, ArchiCAD, Photoshop, Exel). Самостоятельное составленные схемы, при отсутствии должных навыков работы в программах, обычно не соответствуют действительности или не точны.
  2. Пользуются схемой электросетей, которая находится в проекте энергоснабжения помещения, если таковой имеется в доступе.

Каждая из схем индивидуальна, но вне зависимости от уровня подготовки она должна содержать элементы:

  • обозначения всей модульной автоматики;
  • все сечения и нагрузки кабелей.

Особенности сборки электрического щитка

Во избежание несчастных случаев или недочетов в процессе установки электрощитка, нужно знать несколько нюансов.

Первая особенность — нулевой проводник. Некоторые мастера соединяют заземление с нулевым проводником, но в такой конструкции при сгорании провода заряд электроэнергии проходит по корпусу щитка, что создает опасную для жизни человека ситуацию. При правильном подключении провод фазы подсоединяется снизу к колодке заземления.

Вторая особенность – трехфазное питание. Сборка панели электрооборудования с трехфазным питанием происходит с равномерным распределением напряжения. Это обеспечит защиту от перекоса фаз, так как потребителем может быть мощное бытовое устройство, к примеру, сварочный аппарат.

Все 3 фазы подключаются отдельно, в зависимости от потребляемого объема электроэнергии.

Оборудование для сборки щитка

Перед началом работы стоит подготовиться и приобрести все необходимые элементы.

Для сборки электрощитка понадобится следующий комплект инструментов и оборудования:

  • сертифицированный электрический счетчик, на котором обязательно должна быть отметка о прохождении проверки в компании Энергосбыта;
  • провода;
  • автоматика;
  • стиппер — инструмент для зачистки изоляции, при неимении можно заменить ножом;
  • наконечники штыревые втулочные изолированные (НШВИ), используются для фиксации проводов;
  • устройство защитного отключения (УЗО);
  • пресс-клещи для опрессовки изолированных наконечников;
  • клеммы — электроустановочное устройство для надежного соединения проводов;
  • гребенка для проведения электричества по всем устройствам щитка;
  • металлический профиль для крепления модульного оборудования;
  • прочие необязательные инструменты.

Количество деталей зависит от индивидуальной схемы электрощитка. Часто продается полный комплект всех необходимых деталей.

Порядок сборки и монтаж

Гаражные щитки представляют собой своеобразную конструкцию из защитного блока и самой системы, поэтому их вполне удобно собирать без специального пространства.

Происходит это в несколько этапов:

  1. Маркировка и расположение автоматики.
    В большинстве моделей электрощитков приборы располагаются на DIN-рейках — металлических профилях. Чтобы они не “ездили” можно использовать ограничители. Лучше подписать проводники, это поможет быстро определять их назначение.
  2. Подготовка соединений.
    Провода следует зачистить от изоляции и продеть в наконечники НВШИ, которые потом нужно будет спрессовать. Важно сделать это правильно: длина наконечника должна быть равной длине зачищенного от изоляции провода. Гребенка для подключения автомата и УЗО должна быть одной марки с приборами, так как шаг штырей может отличаться. Клеммы приборов должны крепиться надежно, в противном случае они перегреются, и нарушится изоляция, что приведет к короткому замыканию.
  3. Скрепление деталей.
    На этом этапе автоматика соединяется с УЗО, рубильниками, УЗМ и остальными комплектующими. Необходимо следить за качеством скрепления, ведь это единственный способ избежать плохого контакта.
  4. Проверка.
    Щиток в гараже нужно обязательно протестировать, подав напряжение на вводной автомат или рубильник. В конце сборки следует обозначить все рубильники, что к чему подключено.

По правилам монтаж электрического щита должен осуществляться на высоте 1,5 метра над землей, на ровном участке стены (наклон не более 1,5 градуса) вдали от трубопроводов. Если нет возможности расположить его вдали от факторов повреждения используют специальный шкаф со смотровым окном.

Сделать электрический щиток в гараже своими руками непросто, но следуя всем рекомендациям, это может сделать даже новичок. Важно выбрать подходящее оборудование и правильно подключить приборы и провода между собой.

Также необходимо сначала ознакомиться с правилами расположения электрических щитков и схемой электрических сетей на участке. Только после этого можно определить место монтажа, подготовить соединения, скрепить провода с системой и проверить работоспособность устройства. Считаете статью полезной? Поделитесь ею в соцсетях!

Подключение электрощитка в гараже своими руками

В современном гараже невозможно обойтись без электричества. Электричество в гараже требуется не только для освещения помещения и рабочего места, но и для подключения зарядного устройства аккумуляторов и электроинструмента. Нередко в гараже также устанавливают станки с электроприводом для ремонта автомобиля и сварочный аппарат.

Для правильного и безопасного подключения входного кабеля и распределенных потребителей нужно оборудовать электрощиток в гараже. В корпусе также устанавливают прибор учета потребленной электроэнергии. В магазинах продают готовые конструкции, которые так и называются – щиток гаражный. Однако, при владении определенными навыками и соблюдении правил безопасности, вполне можно сделать электрический щиток в гараж своими руками.

Какой щиток можно установить в гараже

Электрические щитки выпускают в металлическом или пластмассовом корпусе. Можно использовать пластмассовый корпус, но, учитывая присутствие в помещении большого количества металлических предметов, безопаснее будет купить бокс из металла. Тогда снижается вероятность механического повреждения корпуса.

Если гараж не отапливается, в воздухе скапливается большое количество влаги. Для предотвращения коррозии установленных элементов климатическое исполнение щитка должно быть У3 (для установки в не отапливаемых помещениях и эксплуатации при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов).

Корпус должен оснащаться запорным устройством, на его внешней стороне должен располагаться болт для подключения заземляющего устройства.

Устройство гаражного щитка

Монтируя электрощиток своими руками, нужно четко представлять себе его устройство. Входящий электрический кабель необходимо подключать к вводному автомату, выполняющему роль рубильника. Желательно в качестве вводного автомата применять двухполюсный автоматический выключатель. Таким способом производится отключение сразу двух проводников кабеля. Это делается в целях безопасности при проведении ремонтно-монтажных работ внутри щитка или в помещении гаража. Дело в том, что в гаражных кооперативах, зачастую, отсутствует должный контроль состояния электрохозяйства и, возможно, что на входящей линии нулевой и фазный проводники окажутся поменяны местами.

Если входящий ноль подключить, минуя автомат, то может сложиться ситуация, когда при выключенном автомате на узлах щитка будет присутствовать высокий потенциал. Это справедливо, если к гаражу подводится однофазное напряжение. При подаче трехфазного напряжения оптимальным будет применение четырехполюсного автоматического выключателя.

После вводного автомата подключают прибор учета электроэнергии. Обычно это бытовой счетчик, например, Меркурий 201. Выходящие из счетчика фазный и нулевой проводники подключают к УЗО (устройству защитного отключения). Наличие УЗО необходимо для защиты людей от поражения электрическим током. Когда человек прикасается к неизолированному проводнику, находящемуся под напряжением, через его тело начинает проходить ток утечки. Чтобы значение тока утечки не достигало опасного для жизни значения, УЗО отключает подачу напряжения.

Правильное срабатывание УЗО невозможно без наличия в щитке заземления. Заземление должно быть оборудовано в гараже независимо от наличия во вводном кабеле заземляющего проводника.

С выходных клемм УЗО фаза поступает на групповые автоматы защиты, с которых уже напряжение подается на каждый потребитель электроэнергии раздельно. Нулевой же проводник подключают к металлической шине. К этой же шине подсоединяют все нулевые проводники из кабелей, идущих к потребителям. Подобная шина объединяет все присутствующие заземляющие проводники.

Все элементы схемы щитка крепят на металлическую пластину, которая называется DIN-рейка. Конструкция DIN-рейки такова, что позволяет быстро закрепить на ней все элементы или, наоборот, демонтировать их. Для нулевой и заземляющей шин тоже существуют варианты крепления на DIN-рейку.

Возможный вариант размещения всех узлов внутри щитка.

После монтажа узлов внутри щитка все детали закрываются защитным экраном из комплекта щитка для предотвращения случайного прикосновения к токоведущим частям. В экране должны присутствовать окна, через которые производятся переключения и снимаются показания прибора учета электроэнергии.

Подведение электричества к гаражу

В любом гаражном кооперативе находится главный электрический щит. От него осуществляется разводка кабелей по боксам. Идеальным вариантом было бы подключение кабелей от каждого бокса непосредственно к главному щиту. Однако из-за большого количества гаражных боксов и их удаленности такое подключение неосуществимо ввиду больших затрат. Поэтому используют другие варианты.

Самым распространенным способом является разводка кабелей от щита до группы боксов. На каждую группу устанавливают групповой щиток, оборудованный рубильником с плавкими вставками или автоматом, рассчитанным на большой рабочий ток.

От местного щитка прокладывается кабель на электрощит в гараж. Устройство местного щита похоже на гаражный щиток, но в нем отсутствуют УЗО и электросчетчик. Для прокладки кабеля его помещают в гофрированную трубу или металлорукав и надежно крепят к стене на максимально возможной высоте. Труба защищает кабель от случайных механических повреждений. С той же целью, при вводе кабеля через стену гаража, используют защитные гильзы.

Подключение электричества к кабелю в групповом щитке производится только после окончательного монтажа щитка в гараже. Все работы необходимо вести при снятии напряжения на участке проведения работ.

Существует еще другой вариант подключения кабеля от гаража к магистрали. Этот способ используют тогда, когда вместо групповых щитов разводка электрокабелей по территории гаражного кооператива выполнена по столбам освещения. В этом случае подсоединение кабеля от гаражного щитка происходит к магистральным линиям на столбе. Соединение производится с помощью специальных зажимов или проколов.

Второй вариант менее предпочтителен, потому что для безопасности работ во время подключения требуется обесточить большое количество боксов. Сами работы проводятся на высоте, это создает дополнительную опасность.

Схема соединений внутри щитка

Представлен типовой вариант схемы гаражного щитка.

Номиналы защитных автоматов выбраны с тем расчетом, чтобы при коротком замыкании в линии или превышении допустимой нагрузки на кабеле отключение нагрузки происходило раньше, чем проводники нагреются до температуры плавления изоляции. В параметрах УЗО указан ток утечки 30 мА, это соответствует безопасному значению для предотвращения поражения электрическим током.

Автоматы номиналом 16 А применены на линиях освещения или розеток для подключения ручного электроинструмента. Линия с автоматом на 32 А предназначена для использования более мощной нагрузки, например, сварочного аппарата или тепловой пушки.

Вывод

Можно заметить, что самостоятельное подключение и монтаж гаражного электрощита своими руками не вызывает особенных трудностей, если соблюдать технику безопасности и придерживаться схемы соединения.

Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.

17 Дек 2014г | Раздел: Электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.

Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.

1. Устройство и работа электротеплового реле.

Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.

Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:

1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.

Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.

Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.

Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.

По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.

Читайте также:  Реверсивная схема подключения электродвигателя

В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.

Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.

«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.

Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.

Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).

Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.

Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».

Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.

Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.

При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:

Например.
Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.

2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.

В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.

При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.

При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.

Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.

На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:

Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.

При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.

И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.

От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.

При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».

Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.

И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.

Тепловое реле для электродвигателя схема подключения

Техника, которая оснащается двигателями нуждается в защите. Для этих целей в нее устанавливается система принудительного охлаждения, чтобы обмотки не превышали допустимую температуру. Иногда ее бывает недостаточно, поэтому дополнительно может быть смонтировано тепловое реле. В самоделках его приходится монтировать своими руками. Поэтому важно знать схему подключения теплового реле.

Принцип работы теплового реле

В некоторых случаях тепловое реле может быть встроено в обмотки двигателя. Но чаще всего оно применяется в паре с магнитным пускателем. Это дает возможность продлить срок службы теплового реле. Вся нагрузка по запуску ложится на контактор. В таком случае тепловой модуль имеет медные контакты, которые подключаются непосредственно к силовым входам пускателя. Проводники от двигателя подводятся к тепловому реле. Если говорить просто, то оно является промежуточным звеном, которое анализирует проходящий через него ток от пускателя к двигателю.

В основе теплового модуля лежат биметаллические пластины. Это означает, что они изготавливаются из двух различных металлов. Каждый из них имеет свой коэффициент расширения при воздействии температуры. Пластины через переходник воздействуют на подвижный механизм, который подключен к контактам, уходящим к электродвигателю. При этом контакты могут находиться в двух положениях:

  • нормально замкнутом;
  • нормально разомкнутом.

Первый вид подходит для управления пускателем двигателя, а второй используется для систем сигнализации. Тепловое реле построено на принципе тепловой деформации биметаллических пластин. Как только через них начинает протекать ток, их температура начинает повышаться. Чем с большей силой протекает ток, тем выше поднимается температура пластин теплового модуля. При этом происходит смещение пластин теплового модуля в сторону металла с меньшим коэффициентом теплового расширения. При этом происходит замыкание или размыкание контактов и остановка двигателя.

Важно понимать, что пластины теплового реле рассчитаны на определенный номинальный ток. Это означает, что нагрев до некоторой температуры, не будет вызывать деформации пластин. Если из-за увеличения нагрузки на двигатель произошло срабатывания теплового модуля и отключение, то по истечении определенного промежутка времени, пластины возвращаются в свое естественное положение и контакты снова замыкаются или размыкаются, подавая сигнал на пускатель или другой прибор. В некоторых видах реле доступна регулировка силы тока, которая должна протекать через него. Для этого выносится отдельный рычаг, которым можно выбрать значение по шкале.

Кроме регулятора силы тока, на поверхности может также находиться кнопка с надписью Test . Она позволяет проверить тепловое реле на работоспособность. Ее необходимо нажат при работающем двигателе. Если при этом произошел останов, тогда все подключено и функционирует правильно. Под небольшой пластинкой из оргстекла скрывается индикатор состояния теплового реле. Если это механический вариант, то в нем можно увидеть полоску двух цветов в зависимости от происходящих процессов. На корпусе рядом с регулятором силы тока располагается кнопка Stop . Она в отличие от кнопки Test отключает магнитный пускатель, но контакты 97 и 98 остаются разомкнутыми, а значит сигнализация не срабатывает.

Функционировать тепловое реле может в ручном и автоматическом режиме. С завода установлен второй, что важно учитывать при подключении. Для перевода на ручное управление, необходимо задействовать кнопку Reset . Ее нужно повернуть против часовой стрелки, чтобы она приподнялась над корпусом. Разница между режимами заключается в том, что в автоматическом после срабатывания защиты, реле вернется к нормальному состоянию после полного остывания контактов. В ручном режиме это можно сделать с использованием клавиши Reset . Она практически моментально возвращает контактные площадки в нормальное положение.

Тепловое реле имеет и дополнительный функционал, который оберегает двигатель не только от перегрузок по току, но и при отключении или обрыве питающей сети или фазы. Это особенно актуально для трехфазных двигателей. Бывает, что одна фаза отгорает или с ней происходят другие неполадки. В этом случае металлические пластины реле, к которым поступают другие две фазы начинают пропускать через себя больший ток, что приводит к перегреву и отключению. Это необходимо для защиты двух оставшихся фаз, а также двигателя. При худшем раскладе такой сценарий может привести к выходу из строя двигателя, а также подводящих проводов.

Характеристики реле

При выборе ТР необходимо ориентироваться в его характеристиках. Среди заявленных могут быть:

  • номинальный ток;
  • разброс регулировки тока срабатывания;
  • напряжение сети;
  • вид и количество контактов;
  • расчетная мощность подключаемого прибора;
  • минимальный порог срабатывания;
  • класс прибора;
  • реакция на перекос фаз.

Номинальный ток ТР должен соответствовать тому, который указан на двигателе, к которому будет происходить подключение. Узнать значение для двигателя можно на шильдике, который находится на крышке или на корпусе. Напряжение сети должно строго соответствовать той, где будет применяться. Это может быть 220 или 380/400 вольт. Количество и тип контактов также имеют значение, т. к. различные контакторы имеют различное подключение. ТР должно выдерживать мощность двигателя, чтобы не происходило ложного срабатывания. Для трехфазных двигателей лучше брать ТР, которые обеспечивают дополнительную защиту при перекосе фаз.

Процесс подключения

Ниже приведена схема подключения ТР с обозначениями. На ней можно найти сокращение КК1.1. Оно обозначает контакт, который в нормальном состоянии является замкнутым. Силовые контакты, через которые ток поступает на двигатель обозначены сокращением KK1. Автоматический выключатель, который находится в ТР обозначен как QF1. При его задействовании происходит подача питания по фазам. Фаза 1 управляется отдельной клавишей, которая обозначена маркировкой SB1. Она выполняет аварийную ручную остановку в случае возникновения непредвиденной ситуации. От нее контакту уходит на клавишу, которая обеспечивает пуск и обозначена сокращением SB2. Дополнительный контакт, который отходит от клавиши пуска, находится в дежурном состоянии. Когда выполняется запуск, тогда ток от фазы через контакт поступает на магнитный пускатель через катушку, которая обозначается KM1. Происходит срабатывание пускателя. При этом те контакты, которые в нормальном положении являются разомкнутыми замыкаются и наоборот.

Когда замыкаются контакты, которые на схеме находятся под сокращением KM1, тогда происходит включение трех фаз, которые пускают ток через тепловое реле на обмотки двигателя, который включается в работу. Если сила тока будет расти, тогда из-за воздействия контактных площадок ТР под сокращением KK1 произойдет размыкание трех фаз и пускатель обесточивается, а соответственно останавливается и двигатель. Обычная остановка потребителя в принудительном режиме происходит посредством воздействия на клавишу SB1. Она разрывает первую фазу, которая прекратит подачу напряжения на пускатель и его контакты разомкнутся. Ниже на фото можно увидеть импровизированную схему подключения.

Есть еще одна возможная схема подключения этого ТР. Разница заключается в том, что контакт реле, который в нормальном состоянии является замкнутым при срабатывании разрывает не фазу, а ноль, который уходит на пускатель. Ее применяют чаще всего в силу экономичности при выполнении монтажных работ. В процессе нулевой контакт подводится к ТР, а с другого контакта монтируется перемычка на катушку, которая запускает контактор. При срабатывании защиты происходит размыкание нулевого провода, что приводит к отключению контактора и двигателя.

Реле может быть смонтировано в схему, где предусмотрено реверсивное движение двигателя. От схемы, которая была приведена выше различие заключается в том, что присутствует НЗ контакт, в реле, которое обозначено KK1.1.

Если реле срабатывает, тогда происходит разрыв нулевого провода контактами под обозначением KK1.1. Пускатель обесточивается и прекращает питания двигателя. В экстренной ситуации кнопка SB1 поможет быстро разорвать цепь питания, чтобы остановить двигатель. Видео о подключении ТР можно посмотреть ниже.

Резюме

Схемы, на которых будет изображаться принцип подключения реле к контактору, могут иметь другие буквенные или цифровые обозначения. Чаще всего их расшифровка приводится внизу, но принцип всегда остается одинаковым. Можно немного попрактиковаться, собрав всю схему с потребителем в виде лампочки или небольшого двигателя. С помощью тестовой клавиши можно будет отработать нестандартную ситуацию. Клавиши запуска и остановки позволят проверить работоспособность всей схемы. При этом стоит обязательно учитывать тип пускателя и то, в каком нормальном состоянии находятся его контакты. Если есть определенные сомнения, тогда лучше посоветоваться с электромонтажником, который имеет опыт в сборке таких схем.

Ссылка на основную публикацию